Best-contractor.ru

Развлекательный проект

Метки: Авиакатастрофа над чёрным морем 4 октября 2001 года википедия, авиакатастрофа над чёрным морем 4 октября 2001 года видео, авиакатастрофа над чёрным морем 4 октября 2001 года, авиакатастрофа над чёрным морем 4 октября 2001.

Катастрофа рейса 1812

Ту-154, бортовой номер RA-85693
Общие сведения
Дата

4 октября 2001 года

Характер

Поражение ракетой земля–воздух на эшелоне

Место

Над Чёрным морем

Погибшие

78 (все)

Воздушное судно
Модель

Ту-154М

Авиакомпания

Сибирь

Пункт вылета

Тель-Авив, Израиль

Пункт назначения

Новосибирск, Россия

Бортовой номер

85693

Дата выпуска

1990 год

Пассажиры

66

Экипаж

12

4 октября 2001 г. Ту-154, бортовой номер 85693, авиакомпании «Сибирь», выполнявший рейс 1812 по маршруту Тель-АвивНовосибирск, потерпел катастрофу над Чёрным морем. Согласно заключению Межгосударственного авиационного комитета, самолет был непреднамеренно сбит украинской ракетой, выпущенной в воздух в рамках проводившихся на Крымском полуострове военных учений[1]. Все 66 пассажиров и 12 членов экипажа погибли.

Содержание

Последовательность событий

В 13:44 по местному времени лайнер пропал с экранов радара[2] сочинской диспетчерской службы. Самолёт в это время находился на высоте 11 километров, в 200 километрах южнее города Сочи. В это же время экипажем находящегося в том же районе самолёта Ан-24 Армянских авиалиний было доложено о зафиксированной вспышке над ним[2].

Координаты примерного места падения самолёта были определены 42°11′ с. ш. 37°37′ в. д. / 42.183333° с. ш. 37.616667° в. д. (G) (O)[3], что примерно в 280 километрах от Новороссийска.

Была создана специальная комиссия по установлению причин аварии. К месту аварии срочно вылетел из Геленджика Ан-26 Федеральной погранслужбы России. Туда же отправился сторожевой пограничный корабль «Гриф». Также к месту падения вылетели самолет АН-12 Минобороны и вертолет Ми-8 Сочинской поисково-спасательной службы с плотами и спасателями на борту, направились два спасательных буксира – «Меркурий» из Туапсе и «Капитан Беклемищев» из Новороссийска, а также судно МЧС России «Спасатель Прокопчик»[4]. Самолёт Ан-12 обнаружил масляные пятна в предполагаемом месте падения. Вертолёты обнаружили несколько обломков самолёта и тела погибших пассажиров, плавающие на поверхности моря.

Версии

В связи с событиями 11 сентября 2001 года в Нью-Йорке первой была выдвинута версия о теракте. Почти сразу же после сообщения о катастрофе был закрыт в Тель-Авиве аэропорт имени Бен Гуриона, служба безопасности которого начала проверку списков пассажиров рейса 1812. С другой стороны, прорабатывалась версия о взрыве на борту самолёта по техническим причинам. Авиакомпания «Сибирь» заявила, что самолёт «был одним из лучших в авиапарке компании, он прошёл строгий технический контроль» и им «управлял опытный экипаж».

Через несколько часов на основании заявления представителей администрации США появилась третья версия, предполагавшая, что самолёт был поражён извне, например, сбит ракетой ПВО. Полученная от экспертов ЦРУ информация свидетельствовала о проводимых над акваторией Чёрного моря запусках ракет, в том числе совпадавших со временем катастрофы самолета[5]. Эта информация была озвучена телекомпанией CBS и сразу же использована в публикациях многих мировых СМИ[6][7]. После столь широкого обнародования информации об учениях представители Минобороны Украины, сначала утверждавшие, что учения не состоялись[5], подтвердили факт проведения украинскими и российскими военными учебных стрельб на полигоне 31-го исследовательского центра Черноморского флота Российской Федерации на мысе Опук: в присутствии делегаций 7 государств наземные зенитно-ракетные комплексы С-200, С-300, С-125, комплексы Бук, Куб, украинские корабли фрегат «Сагайдачный» и корвет «Луцк», а также корабль ЧФ РФ «Пытливый», оснащенные зенитно-ракетными комплексами «Оса», принимали участие в стрельбах по беспилотному самолету-разведчику Ту-143, известному как мишень «Рейс»[8]. В общей сложности по целям было выпущено 23 ракеты[5].

Техническое расследование

Президент России Владимир Путин назначил Владимира Рушайло главой комиссии по расследованию причин катастрофы и поручил ему сформировать её состав. Комиссия также была создана в Межгосударственном авиационном комитете (МАК) и Министерстве транспорта РФ.

5 октября появилась информация о найденных в фюзеляже Ту-154 отверстиях, напоминающих пулевые, однако эта информация была названа преждевременной[9]. Начальник Западно-Сибирского регионального Управления воздушного транспорта Владимир Тасун заявил, что, «по непроверенной информации, диспетчер на локаторе видел светящуюся точку, быстро приближающуюся к самолёту. Вот единственное, что получено из неофициальных источников по каналам телефонной связи работниками компании „Сибирь“ из Ростова». Этим же днём к российским спасателям присоединились спасатели из Израиля, а также был начат анализ переговоров экипажа Ту-154 и анализ видеоплёнки, фиксирующей показания радиолокаторов. В этот день премьер-министр Украины Анатолий Кинах сделал заявление о том, что версия о попадании ракеты в самолёт Ту-154 авиакомпании «Сибирь» «имеет право на существование».

6 октября Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло заявил, что на месте аварии были найдены предметы, не относящиеся к конструкции самолёта, и что «произошло разрушение самолёта в результате поражения взрывного характера». В то же время начальник Главного управления Северо-Кавказского регионального центра МЧС России Иван Тетерин высказал мнение, что вероятность нахождения каких-либо останков самолета Ту-154 на дне Чёрного моря минимальна из-за большой глубины и нулевой видимости[10].

7 октября По заявлению комиссии, в 13:45:12 наземным магнитофоном был зафиксирован крик пилота Ту-154.

9 октября По заявлению комиссии, анализ пробоин в фюзеляже показывает то, что самолёт мог быть поражён ракетой комплекса ПВО С-200, так как размер и форма пробоин вполне соответствуют шрапнели осколочно-фугасной боевой части ракеты именно этого комплекса. Установление деталей катастрофы осложняется невозможностью определить точное место падения самолета - обломки оказались разбросаны на территории с радиусом более чем 12 морских миль[5].

10 октября Генпрокуратура России сообщила предварительные данные судебно-медицинской экспертизы погибших - причиной смерти всех 14 пассажиров, тела которых были обнаружены в ходе поисково-спасательных работ, стала баротравма. Также по информации от заместителя генпрокурора России Сергея Фридинского в крови погибших обнаружен угарный газ, что свидетельствует о пожаре на борту судна[11].

11 октября Владимир Рушайло обнародовал вывод технической комиссии, расследовавшей причины катастрофы самолёта Ту-154: «множественные повреждения в виде схожих пробоин говорят о поражении российского самолёта извне»[12]. При этом Рушайло подчеркнул, что «останки самолета, упавшего в море, не найдены из-за сложного строения дна, агрессивной серо-водородной среды и большого слоя ила — до 6 метров»[13].

12 октября Пресс-секретарь министра обороны Украины Константин Хивренко, комментируя предварительные результаты расследования инцидента, признал, что украинская ракета могла быть причиной гибели Ту-154.

13 октября Владимир Рушайло заявил, что по анализу обломков самолёта и пробоин, зенитная ракета взорвалась в 15 метрах над самолётом. Министр обороны Украины на конференции в Киеве принёс извинения родным и близким погибших в результате катастрофы российского самолёта Ту-154. «Мы знаем, что причастны к трагедии, хотя её причины до конца пока не установлены».

Украинская экспертиза

В 2008 г. Министерство обороны Украины инициировало экспертизу. В состав экспертной комиссии вошли 6 специалистов Киевского научно-исследовательского института судебных экспертиз (КНИИСЭ) и 3 сотрудников Харьковского института воздушных сил имени Кожедуба[14]. Согласно заключению экспертизы, о котором сообщалось в январе 2011 года, самолет не был поражен украинской ракетой.[15]

Юридическое расследование

Изначально Генеральная прокуратура России возбудила уголовное дело по статье «Терроризм» по факту катастрофы пассажирского самолета Ту-154 над Чёрным морем.[16]. После опубликования выводов комиссии 16 октября 2001 года дело было передано для производства Генеральной прокуратуре Украины, российская сторона официально дело закрыла[17].

28 июня 2002 года Была создана межведомственная комиссия по урегулированию претензий в связи с авиакатастрофой Ту-154 над Чёрным морем, которую возглавил зам. министра иностранных дел РФ В. В. Лощинин, его заместителем был назначен начальник правового департамента МИД РФ Р. А. Колодкин. В этот же день был зарегистрирован «Фонд помощи семьям погибших пассажиров рейса 1812 Тель-Авив Новосибирск». Руководителем фонда был избран Б. В. Калиновский, координировавший работу между межведомственной комиссией и родственниками погибших.

26 декабря 2003 года Был подписан договор между Россией и Украиной «Об урегулировании претензий», по которому Украина выплачивает родственникам погибших материальную помощь без признания юридической ответственности.

20 сентября 2004 года Генеральная прокуратура Украины закрыла уголовное дело по факту катастрофы, поскольку расследование не установило объективных данных, которые бы достоверно указывали на то, что Ту-154 был сбит ракетой С-200, запущенной во время учений украинских войск противовоздушной обороны. Военный суд Киевского гарнизона 19 октября 2004 года отменил постановление Генеральной прокуратуры о закрытии дела, Верховный Суд не удовлетворил жалобу Генпрокуратуры с просьбой отменить это решение[18][19] и расследование было возобновлено, но в июле 2007 дело было окончательно закрыто с предыдущей формулировкой[20].

Сразу после решения суда руководитель «Фонд помощи семьям погибших» Борис Калиновский и семья Белоноговых, которая отказалась от получения материальной помощи, подали иск в суд о компенсации морального ущерба - ответчиками выступали Кабинет Министров, Министерство обороны и Государственное казначейство Украины. Дело рассматривалось в Печерском районном суде города Киева и 30 января 2008 года в компенсации было полностью отказано. В мотивационной части отказа было указано, что вина ответчиков в катастрофе не была установлена расследованием прокуратуры, приведенные истцами доказательства противоречивы и не могут быть признаны основанием для удовлетворения иска[21]. Апелляция на решение суда проигравшей стороной не подавалась.

Одновременно с иском от родственников погибших ОАО «Авиакомпания «Сибирь» подала иск к Министерству обороны Украины и Государственному казначейству Украины о возмещении ущерба: сумма исковых требований включала в себя рыночную стоимость уничтоженного самолета с дополнительным оборудованием, расходы, связанные с расследованием катастрофы, расходы по страхованию, упущенную выгоду в связи с потерей самолета, и моральный вред. Рассмотрение дела длилось больше семи лет и закончилось победой стороны защиты МО Украины: основываясь на проведенной Киевским научно-исследовательским институтом судебных экспертиз дополнительном анализе материалов Государственной комиссии по расследованию — в удовлетворении исковых требований было отказано полностью[20]. 10 октября 2011 года проигравшей стороной была подана апелляция в Хозяйственный апелляционный суд Киева[22].

28 мая 2012 года Киевский апелляционный хозяйственный суд отклонил жалобу российской авиакомпании «Сибирь» (S7 Airlines) на решение суда первой инстанции, который не признал вину украинских военных в крушении российского Ту-154 в 2001 году. «Суд постановил апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, а решение Хозяйственного суда Киева — в силе», — зачитал постановление председательствующий судья Вячеслав Зеленин[23]. Чуть позже адвокат авиакомпании Александра Павленко сообщила, что «Сибирь» (S7 Airlines) обжалует в кассационном порядке решение Киевского апелляционного хозяйственного суда[24].

Версии причин трагедии

Ошибка оператора

Зенитно-ракетный комплекс С-200 использует полуактивную систему наведения, когда источником излучения служит мощный наземный радар («подсветка цели»), а сама ракета ориентируется на отраженный от цели сигнал. В С-200 существуют два основных режима работы радиолокатора подсвета цели - МХИ (монохроматического излучения) и ФКМ (фазокодовой манипуляции). Режим МХИ обычно используется для сканирования воздушного пространства при поиске целей, при этом определяются угол возвышения, азимут и радиальная скорость цели, но определения дальности до цели нет. Дальность определяется в режиме ФКМ, но переключение радара в этот режим занимает до 30-ти секунд и при недостатке времени может не производиться.

Наиболее вероятно, что во время учебных стрельб с участием ПВО Украины, которые проводились 4 октября 2001 года на мысе Опук в Крыму, самолет Ty-154 случайно оказался в центре предполагаемого сектора обстрела учебной цели и имел близкую к ней радиальную скорость, в результате чего был обнаружен радаром системы С-200 и принят за учебную цель. В условиях недостатка времени и нервозности, вызванной присутствием высшего командования и иностранных гостей, оператор С-200 не произвел определения дальности до цели и «подсвечивал» Ту-154 (находившийся на дальности 250-300 км) вместо малозаметной учебной цели (запущенной с дальности 60 км). Таким образом, поражение Ту-154 зенитной ракетой явилось, скорее всего, следствием не промаха ракеты мимо учебной цели (как иногда утверждается), а явного наведения ракеты оператором С-200 на ошибочно идентифицированную цель[25][26]. Расчёт комплекса не предполагал возможности такого исхода стрельбы и не принял мер по его предотвращению. Размеры полигона не обеспечивали безопасности стрельб ЗРК такой дальности. Необходимые меры по освобождению воздушного пространства организаторами стрельб предприняты не были.

Теракт

Из-за отсутствия останков самолета и «черных ящиков», которые так и не были найдены, установление абсолютно достоверных причин катастрофы было признано экспертизой КНИИСЭ невозможным, но исходя из имеющейся информации украинские эксперты выдвинули предположение, что самолет пострадал от взрывного устройства, которое могло находиться «между потолком внутренней части самолета» и его корпусом[27].

Реакция высших лиц государств, затронутых авиакатастрофой

Россия

Президент России В. В. Путин в интервью журналистам 4 октября 2001 г. так прокомментировал события и информацию, поступившую от украинской стороны:

Во-первых, заранее все необходимые службы на Украине были поставлены в известность. Во-вторых, оружие, которое использовалось в это время, по тактико-техническим данным не могло достать воздушных коридоров, в которых находилось наше воздушное судно…
В любом случае, нет оснований не доверять украинской стороне[28].

Украина

Президент Украины Л. Д. Кучма 10 октября 2001 г. так ответил журналистам на вопросы о причинах авиакатастрофы:

Посмотрите, что творится вокруг в мире, в Европе? Мы не первые и не последние, не надо из этого делать трагедию. Ошибки бывают всюду, и не только такого масштаба, а гораздо большего, планетарного масштаба. Если мы сами себя не опустим ниже цивилизованного уровня, все будет хорошо. А если мы сами на себя ведро грязи выльем, так милости прошу[29].

Израиль

Высказывание украинского президента «есть трагедии и большего масштаба» шокировали мировое сообщество. Легкомысленное заявление Л. Д. Кучмы вызвало гневную реакцию официального Израиля. Пресс-секретарь израильского премьер министра Ариэля Шарона так прокомментировал заявление украинского президента[30]:

Когда убитый не является представителем твоего народа, тогда, наверное, возможно делать такие академические умозаключения. Погибло 78 человек, большинство из которых были израильтянами — для нас это величайшая трагедия.

Интересные факты

16-я серия сериала «Высший пилотаж» (Россия, 2009 г.) содержит отсылки к описываемой катастрофе: российский самолёт Ил-86 совершал рейс из Тель-Авива в Москву, попал в зону проведения Украиной учебных стрельб ПВО над Чёрным морем и был сбит из ЗРК С-200 (в фильме, однако, самолёт удалось посадить в степи на Кубани).

Увековеченье памяти

Десять лет спустя

  • 4 октября 2011 года — В Сочи прошла панихида по пассажирам сбитого ракетой Ту-154[31].
  • 4 октября 2011 года — Более сотни человек пришли на Заельцовское кладбище в Новосибирске почтить жертв трагедии[32].
  • 4 октября 2011 года — Трагедию вспоминали и в Израиле[33].

Ссылки

  •  (рус.) 4 октября Ту-154 RA-85693. Межгосударственный авиационный комитет.
  • Сайт памяти погибших
  • Сообщения авиакомпании «Сибирь»
  • Newsru.com Досье катастрофы борта 85693
  • Описание катастрофы на сайте Aviation-safety.net
  • Інтернет газета незалежної аналітичної группи «Експерт-центр» — По четвергам ракет остерегайтесь!
  • Національна бібліотека України імені Вернадського — Осторожно! В акватории шальные ракеты
  • Мнение адвоката Андрея Козлова, представлявшего на суде Украину
  • Решение Печерского районного суда по иску родственников погибших от 30 января 2008 года (укр.)
  • Решение Хозяйственного суда по иску авиакомпании «Сибирь» от 06 сентября 2011 года (укр.)
  • Выпуск новостей канала ТВ-6 от 4 октября 2001 г. Трансляция канала С-SPAN с английским переводом
  • Суд на Украине отклонил иск «Сибири» о компенсации  (рус.). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 6 сентября 2011.
  • Киевский научно-исследовательский институт судебных экспертиз Вывод экспертной комиссии по делу № 30/261  (укр.) (21 мая 2010). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 17 сентября 2011.
  • Полные материалы стороны защиты по делу № 30/261  (укр.). Архивировано из первоисточника 15 февраля 2012. Проверено 17 сентября 2011.
  • Годовщина трагедии, когда авиа-рейс «Тель-Авив — Новосибирск» был сбит украинской ракетой

Примечания

  1. Я не я и ракета не моя
  2. ↑ Авиакатастрофа рейса Ту‑154 Тель- Авив-Новосибирск ( 2001 г.). Справка | Справки | Лента новостей "РИА Новости"
  3. "Катастрофа самолета Ту-154 в Черном море произошла из-за теракта"
  4. Катастрофа самолета Ту-154 в Черном море
  5. ↑ Хроника трагедии
  6. Западные СМИ сообщают, что самолет ТУ-154 был сбит ракетой с территории Украины
  7. Ту-154 был сбит украинской ракетой?
  8. В поисках украинского следа
  9. На фюзеляже Ту-154 не обнаружено пулевых отверстий — Новости NEWSru.com
  10. Надежды на «Тритона» практически нет
  11. «Причиной гибели пассажиров ТУ-154 стала баротравма»
  12. «Секретарь Совета безопасности России Владимир Рушайло сообщил журналистам вывод технической комиссии. …»
  13. «Вывод комиссии по расследованию гибели ТУ-154: 'самолет был поражен извне'»
  14. Новости NEWSru.com :: Эксперты отрицают, что российский Ту-154, упавший в 2001 году в Черное море, сбила украинская ракета
  15. Эксперты отрицают поражение самолета РФ украинской ракетой в 2001 году // РИАНовости Украина.
  16. Украина не видит оснований для возбуждения дела по катастрофе Ту-154
  17. Следствие закончено, забудьте
  18. Генпрокуратура снова взялась за дело о катастрофе российского Ту-154 над Черным морем
  19. Суд обязал украинскую прокуратуру возобновить дело о катастрофе самолета Ту-154
  20. ↑ Хозсуд Киева отклонил иск авиакомпании «Сибирь» к Минобороны и Госказначейству Украины
  21. Украина отказала в иске семьям погибших в катастрофе Ту-154
  22. Решение киевского суда по делу сбитого в 2001 году Ту-154 обжаловано
  23. Украинские военные не причастны к ЧП с Ту-154 в 2001 г, подтвердил суд // РИА Новости, 28/05/2012г., 15:27
  24. «Сибирь» обжалует решение украинского суда по делу о катастрофе Ту-154 // РИА Новости, 28/05/2012г., 16:37
  25. Как Ту-154 авиакомпании "Сибирь" сделали мишенью в украинском тире
  26. Прерванный полет. Независимое военное обозрение, 12 октября 2001 г.
  27. Суд: украинская ракета не сбивала Ту-154 над Черным морем
  28. «Путин заявляет, что украинская ПВО не причастна к гибели Ту-154» на сайте newsru.com. Новость от 4 октября 2001 г.
  29. «Президент Украины готов признать, что Украина сбила пассажирский Ту-154» на сайте newsru.com. Новость от 10 октября 2001 г.
  30. На Западе шокированы реакцией Кучмы. Новость от 11 октября 2001 г. на сайте «Украинская правда». (укр.)
  31. В Сочи прошла панихида по пассажирам сбитого ракетой Ту-154
  32. В Новосибирске вспоминают жертв авиакатастрофы над Черным морем в 2001 году
  33. В России и Израиле вспоминали погибших в авиакатастрофе 2001 года

Tags: Авиакатастрофа над чёрным морем 4 октября 2001 года википедия, авиакатастрофа над чёрным морем 4 октября 2001 года видео, авиакатастрофа над чёрным морем 4 октября 2001 года, авиакатастрофа над чёрным морем 4 октября 2001.