Best-contractor.ru

Развлекательный проект

Метки: Агония жанна фриске, агония мечты.

Агония
Агония
Жанр

исторический фильм, драма

Режиссёр

Элем Климов

Автор
сценария

Семён Лунгин
Илья Нусинов

В главных
ролях

Алексей Петренко
Анатолий Ромашин
Велта Лине
Алиса Фрейндлих
Александр Романцов
Юрий Катин-Ярцев

Оператор

Леонид Калашников

Композитор

Альфред Шнитке

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

148 мин.

Страна

 СССР

Год

1974/1981

IMDb

ID 0081991

«Аго́ния» — двухсерийный советский художественный фильм режиссёра Элема Климова, снятый в СССР в 1974 году по сценарию Семёна Лунгина и Ильи Нусинова. В основе сюжета находятся личность Григория Распутина и заговор с целью его убийства. В роли Распутина — Алексей Петренко.

Содержание

История создания[1][2]

Фильм начал снимать в 1966 году — к 50-летию Октябрьской революции — режиссёр А. Эфрос по пьесе А. Н. Толстого «Заговор императрицы». Однако затем И. Пырьев, руководитель объединения «Луч» (Мосфильм), передал фильм на доделку Э. Климову. Климов решил отказаться от экранизации пьесы Толстого, посчитав её «картонной вещью», и попросил написать новый сценарий А. Володина. Володин отказался, и тогда Климов обратился с тем же предложением к И. Нусинову и С. Лунгину (авторам сценария одного из его предыдущих фильмов — «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён»).

В мае 1966 года «Луч» утвердил заявку на сценарий Нусинова и Лунгина «Святой старец Гришка Распутин» («Мессия»). В августе на худсовете он обсуждался под новым названием — «Антихрист» — и представлял собой фарс.

По словам Климова:

«Фильм задумывался в фарсовом ключе. Причем у нас были сразу как бы два Распутина. Один — подлинный, поданный как бы в реалистическом ключе. Другой — Распутин фольклорный, Распутин легендарный. Образ этого фольклорного Распутина складывался из самых невероятных слухов и легенд, анекдотов, которые в свое время ходили про Распутина в народе. Тут все было преувеличено, шаржировано, гротескно».

30 августа 1966 года сценарий был представлен на утверждение в Главную сценарно-редакционную коллегию (ГСРК).

Комитет по кинематографии сценарий не утвердил, мотивируя это тем, что в нём слишком много «клубнички», что «нельзя бить царизм по альковной линии» и что недопустимо показывать Распутина «в богатырских тонах», «чуть ли не как Пугачёва», — и фильм был закрыт.

Осенью 1967 года в комитет был представлен новый, переработанный вариант сценария под окончательным названием «Агония». Фильм во второй раз был запущен в производство. Однако через десять дней опять был закрыт.

В третий раз фильм начал сниматься в 1973 году по разрешению нового начальника Госкино Ф. Ермаша. Во время съемок фильм удлинился и стал двухсерийным. Съёмки закончились в 1974 году, а в чистовой редакции фильм был готов в 1975 году.

Однако к прокату фильм допущен не был и в 1978 году был возвращён Климову на доработку.

В 1981 году «Агония» была продана за рубеж, показана во Франции, США, других странах. На кинофестивале в Венеции картина получила приз ФИПРЕССИ (1982) и Гран-при «Золотой орёл» — во Франции (1985).

На советском экране «Агония» появилась лишь весной 1985 года.

Сюжет

Действие картины происходит в 1916 году в Российской империи. Фильм начинается с цитаты из Ленина:

«Первая революция и следующая за ней контрреволюционная эпоха (1907—1914), обнаружила всю суть царской монархии, довела ее до „последней черты“, раскрыла всю ее гнилость, гнусность, весь цинизм и разврат царской шайки с чудовищным Распутиным во главе ее…».

«Святой старец» Распутин кутит в ресторанах, открыто развратничает с женщинами, вмешивается в государственные дела путем своего влияния на царя и царицу, которая буквально молится на него за то, что он исцеляет её сына от припадков болезни. Но когда сексуальный аппетит Распутина коснулся жены графа Юсупова, тот решает убить его, для чего вступает в заговор с великим князем Дмитрием Павловичем и другими. Однако убийство оказалось не таким легким делом, каким поначалу представлялось заговорщикам. Все же после долгой борьбы Распутин застрелен. В конце фильма небольшая группа людей, состоящая из царя, царицы, их детей и ещё нескольких человек, хоронит Распутина, опуская гроб в могилу, дно которой покрывает грязная вода.

Николай II показан безвольным любителем выпить, жестоким и безжалостным правителем; императрица Александра Федоровна — истеричкой, ненавидящей Россию и молящейся на немецком языке перед иконой Распутина; а Распутин — полупомешанным развратником и пьяницей, но одновременно всесильным человеком, полностью подчинившим себе царскую семью и назначающим и смещающим министров в перерывах между кутежами.

В ролях

Съёмочная группа

Расхождение с фактами

  • В начале фильма закадровый голос называет Российскую империю «крупнейшей монархией мира». Это не совсем точно, так как в 1916 году (время действия фильма) Британская империя превосходила Россию и по площади, и по населению.
  • В фильме утверждается, что потери России в русско-японской войне составили «более 400 тысяч человек». На самом деле суммарные потери России были несколько более 250 тысяч человек (из них убитыми и умершими — около 80 тысяч[3]).
  • Распутин в исполнении Петренко — пышущий здоровьем «великан», вселяющий трепет в окружающих одним своим огромным видом. В действительности, по воспоминаниям современников, Распутин был «росту ниже среднего», скорее тщедушного телосложения, с измождённым лицом и не обладал большой физической силой. Тоже можно сказать и об Алисе Френдлих в роли Вырубовой - фотографии свидетельствуют о её плотном сложении.[4][5]
  • На протяжении всего фильма Анна Вырубова расхаживает размашистой величавой походкой, а один раз даже возит в кресле-каталке императрицу, лишь один раз жалуется Распутину на боль. На самом деле, в 1916 году Вырубову саму возили на кресле-каталке, а самостоятельно она могла передвигаться лишь на костылях, так как за год до этого, в 1915 году, попала в крупную железнодорожную аварию, где получила увечья такой тяжести, что все ожидали её скорой смерти. Она выжила, но до конца жизни проходила на костылях и с палочкой.[6][7][8]
  • Эпизод, когда церковники заманили Распутина для «покаяния», а затем избили, имел место за пять лет до времени действия фильма — в 1911 году.
  • В фильме показывается, как знаменитая минеральная вода «Кувака» черпается из какой-то сомнительной ямы человеком в противогазе. Будучи налитой в стеклянный стакан, вода показывается явно мутной и имеющей отталкивающий запах. Однако в 1915 году горный инженер А. И. Дрейер описывал эту воду в самых восторженных фразах: «Вода Кувака „Гремучий родник“ не только превосходна в физическом отношении, но безупречна в химическом, санитарном и во всех других отношениях, являясь водой кристаллически прозрачной, абсолютно бесцветной, без малейшего запаха, с приятным освежающим вкусом, лишённой каких-либо бактерий и с минимальным, для лучших питьевых вод, минеральным составом»[9]. В фильме также показывается, что вода добывалась где-то в пригороде Петрограда, хотя на самом деле — в пензенском имении В. Н. Воейкова.
  • В конце фильма показывается могильная яма, залитая мутной водой. Когда гроб с Распутиным опускают в эту могилу, то раздаётся громкий всплеск. На самом деле Распутина хоронили посреди морозной зимы — в конце декабря (начале января по нов.стилю) — и, судя по дневниковой записи Николая II, тем днём стоял мороз 12 градусов[10]. Ночью же и утром (время похорон) мороз, как правило, ещё крепче, чем днём. В такой мороз в могиле не могло оказаться воды, да ещё в таких количествах.
  • В сцене похорон Распутина явно виден цесаревич Алексей со своим «дядькой». Однако, по воспоминаниям очевидцев, наследника престола на похоронах не было[8][11].

Художественные приёмы в фильме

  • Вставки из чёрно-белых документальных съёмок 1900-х годов дополняются опять же чёрно-белыми кадрами из ранних советских художественных фильмов. Таким образом авторы фильма создают иллюзию документальности в показе расстрела демонстрации 9 января 1905 года (Кровавого воскресения) и других преступлений царского режима.
  • В фильме есть сцена, где Николай II сидит в тёмной комнате, проявляя фотографии. Она сопровождается врезками событий Ходынки, русско-японской войны, Кровавого воскресенья, революции 1905 года с перечислением количества жертв царизма. Красное освещение фотокомнаты используется для визуального подтверждения одного из прозвищ императора — «Николай Кровавый».
  • В титрах соответствующих кадров фильма наряду с именами части персонажей указываются их прозвища (чаще всего, уничижительного характера).

См. также

Ссылки

  • Агония  (англ.) на сайте Internet Movie Database
  • Шепелюк А. «Агония» — «Экспресс К», № 233 (15891), 03.12.2004 г.
  • С.Фомин. Затянувшаяся «агония»//Русский вестник 19.12.2003
  • Рубанова И., Климов Э. Исторический фильм: и миф, и свидетельство // Искусство кино, № 5, 2004.

Примечания

  1. «Агония» двух империй. «Новая газета» N2, 15.01.2004
  2. «Агония». Энциклопедия великих отечественных фильмов
  3. Россия и СССР в войнах ХХ века: Потери Вооружённых Сил. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001. — С. 58.
  4. В. А. Жуковская. Мои воспоминания о Григории Ефимовиче Распутине 1914—1916 гг.
  5. О.Платонов. Жизнь за Царя (Правда о Григории Распутине)
  6. Танеева (Вырубова) А. А. Страницы моей жизни. М., Благо, 2000.
  7. The Real Tsaritsa by Lily Dehn.
  8. 1 2 Рассулин Ю. Ю. Верная Богу, Царю и Отечеству. — СПб.: Царское Дело, 2005.
  9. Кувака
  10. Дневник Николая II. 1916 год.
  11. Воейков В. Н. С царём и без царя. Воспоминания последнего дворцового коменданта государя императора Николая II. — Гельсингфорс, 1936.

Tags: Агония жанна фриске, агония мечты.