Best-contractor.ru

Развлекательный проект

Метки: Бхакти тиртха свами джапа, бхакти нрисимха махарадж, бхакти марга секта нтв, бхакти шастры бхагават гита.

Статья по тематике
Индуизм

История · Пантеон

Шактизм  · Шиваизм
Смартизм  · Вайшнавизм

Дхарма · Артха · Кама
Мокша · Карма · Сансара
Йога · Бхакти · Майя
Пуджа · Мандир · Киртан

Веды · Упанишады
Рамаяна · Махабхарата
Бхагавад-гита · Пураны
другие

Родственные темы

Индуизм по странам · Календарь · Праздники · Креационизм · Монотеизм · Политеизм Обращение в индуизм · Аюрведа · Джьотиша

Портал «Индуизм»

п·о·р

Бха́кти (санскр. भक्ति «преданность», «преданное служение») — понятие в индуизме, используемое для обозначения взаимовыражения эмоциональной привязанности и любви между преданным (бхактой) и личностной формой Бога. Часто даётся определение бхакти как «служения Богу с любовью и преданностью».[1]

В вайшнавизме бхакти направлено исключительно к Вишну и его аватарам (в основном к Кришне и Раме), тогда как в традициях шиваизма и шактизма это понятие также используется по отношению к Шиве и Шакти.

Бхакти как один из видов йоги (бхакти-йога) описывается в «Бхагавад-гите» — священном писании индуизма, в котором отражена основная суть ведического знания. Бхакти там провозглашается самой возвышенной формой религиозной практики, которая стоит выше пути знания джнаны и пути добродетельной деятельности кармы, и ради которой все остальные дхармы должны быть отвергнуты.[2] Бхакти также играет центральную роль в другом священном писании индуизма — «Бхагавата-пуране», которая считается одной из главных Пуран. Как в том, так и в другом тексте, бхакти объявляется главным из путей, ведущих к духовному совершенству.

Традиция бхакти уже присутствовала в ведический период, но широко распространилась только в VIX веках, сначала в Южной Индии, а потом и в Северной. Своё выражение она нашла в поэмах и гимнах альваров и наянаров, составленных на тамильском языке и посвящённых Вишну и Шиве. Подобно традициям мирской эротической поэзии, поэты-бхакты часто применяли к Богу чувства разлуки женщины со своим возлюбленным.

Течения в индуизме, в которых бхакти является основной практикой, называют движениями бхакти. Хотя бхакти является также частью шиваизма и шактизма, движение бхакти главным образом было именно вайшнавским. Одним из основных направлений бхакти в вайшнавизме, получившем наибольшее распространение в Восточной Индии — Бенгалии, Ориссе и Ассаме — стал гаудия-вайшнавизм, основоположником которого в начале XVI века выступил Чайтанья.

Содержание

Традиции бхакти

Большинство движений бхакти отличала и отличает открытость для всех людей, независимо от пола или кастовой принадлежности. Объектами поклонения в традициях бхакти выступают различные формы или проявления Бога — Вишну, Шива, или Богиня-мать Шакти.

Вишну-бхакти основывается на преданности как самому Вишну, так и его аватарам, таким как Кришна, Рама и Нарасимха. Поклонение Кришне и Раме соответственно называется Кришна-бхакти и Рама-бхакти. В таких течениях вайшнавизма, как валлабха-сампрадая, нимбарка-сампрадая и гаудия-вайшнавизм, Кришне поклоняются не просто как аватаре, а как Верховной ипостаси Бога и источнику всех аватар.

Шива-бхакти связана с многочисленными воплощениями Шивы на земле, в которых он появляется в самых разных формах, даже в таких как предводитель охотничьего племени, неприкасаемый или мусульманин.

Бхакти по отношению к Богине-матери, являющаяся частью традиции шактизма, имеет более местный характер и не распространена так широко, как вайшнавская и шиваистская бхакти. Бхакти в контексте шактизма выражается в храмовом поклонении и праздниках, посвящённых женскому аспекту Бога, который проявляется в различных ипостасях, таких как Дурга, Кали, Лакшми и другие.

Основными религиозными практиками для последователей традиций бхакти является воспевание или повторение имён Бога (бхаджана или киртана), совершение паломничества по святым местам, использование определённых отличительных знаков (таких как тилака). Другой часто проводимой практикой является совершение ежедневных подношений для мурти Бога (найведья), которые проводятся как в храме, так и на дому. Они обычно состоят из цветов, фруктов и других вегетарианских продуктов. После совершения обряда в храме, пуджари (священник) раздаёт пищу и другие элементы, которые после предложения мурти считаются прасадом (что в буквальном переводе означает «милость»). Важной частью ритуальной практики является даршана — посещение храма с целью увидеть мурти Бога.

Бхакти в практическом индуизме

В практическом индуизме, бхакти естественным образом сводит вместе две кажущиеся совершенно различными цели: обретение помощи Бога в разрешении мирских проблем и установление духовных личностных взаимоотношений с Богом. Бхакти объединяет личности поклоняющегося и объекта поклонения без потери индивидуальной природы каждого из них. Хотя некоторые традиции бхакти выступают против ритуального поклонения, бхакти в повседневной жизни индуса заключается именно в обрядовой практике, выполнении обетов и совершении паломничеств. Эти три элемента выступают как основные аспекты практического индуизма.

Теистическая бхакти представляет собой лёгкий путь, следование которому доступно каждому по причине отсутствия необходимости проведения дорогостоящих ведических яджн, совершения трудных аскез и изучения священных писаний — практик, которые традиционно предназначены для представителей высших сословий общества мужского пола. Бхакти, однако, открыта для всех, независимо от социального положения или половой принадлежности. Избранный Ишта-дева помогает индусу в достижении высшей цели жизни или, как минимум, защищает его от трудностей, возникающих в повседневной жизни. В то же самое время, определённая форма Бога или дева выступают как объект чистой и беспричинной любви и преданности, выражаемых на утренней пудже во время зажигания палочки благовоний или в молитве перед мурти в храме или на домашнем алтаре.

История развития бхакти

Большинство исследователей считает, что традиция бхакти присутствовала уже в ведические времена. В VIIX веках был период расцвета движения бхакти, которое началось в Тамил-Наду и постепенно распространилось в Северную Индию. Со временем бхакти стала основой вероучений в ряде течений индуизма. Принято считать, что альвары и наянары были первыми влиятельными поборниками бхакти в эпоху раннего Средневековья.

Как массовая форма религиозной жизни бхакти получила распространение в эпоху позднего средневековья. В XVXVI веках движение бхакти достигло апогея. В это же время образовались основные школы бхакти в индуизме, существующие и по сегодняшний день. В этих региональных традициях получили развитие определённые виды любовных взаимоотношений между бхактой и одной из форм Бога. Они были аналогичны человеческим взаимоотношениям — бхакта испытывал те же чувства, что слуга к своему господину, отец или мать по отношению к своему ребёнку или, в традициях Кришна-бхакти, чувства, которые женщина испытывает к своему возлюбленному. В Южной Индии, на тамильском и других дравидийских языках, были также составлены поэмы, посвящённые Шиве. В Бенгалии, Чайтанья (14861534) объявил высшей формой бхакти любовь Радхи к Кришне — страстные чувства девушки к своему возлюбленному. В основанной Чайтаньей традиции гаудия-вайшнавизма, он рассматривается как объединённая аватара Радхи и Кришны, как Кришна в умонастроении Радхи, явившийся в этой форме с целью постичь всю глубину любви, которую Радха — его женская форма и энергия наслаждения, испытывает к нему. Современник Чайтаньи Валлабха (14791531) превозносил отношения с Кришной не только как с возлюбленным, но и как с божественным ребёнком. В XVI веке Тулсидас пересказал «Рамаяну» в своей поэме «Рамачаритаманаса» («Океан деяний Рамы»), где он выразил свою преданность Раме как к другу. Святой-поэт Кабир (14401518) создал своего рода синтез между идеями бхакти и мистическими элементами суфизма, взятыми из ислама.

Влияние бхакти было очень велико и наложило неизгладимый отпечаток на всю последующую историю Индии. По силе (но не по сути) воздействия, которое движение бхакти оказало на религиозную и культурную жизнь Индии, его можно сравнить с Реформацией в Европе.

Конечная цель бхакти

Отличительной особенностью бхакти является то, что в практике бхакти не существует разницы между целью и средствами её достижения. Другими словами, бхакти, любовь и преданность Всевышнему, достигается путём полного вовлечения в преданное служение, путём полного погружение в бхакти, что также выступает как конечная цель. Разница между начальной и конечной стадией в этом процессе состоит в том, что в начале деятельность выполняется из чувства долга, тогда как на стадии совершенства бхакти является спонтанной и основана исключительно на любовных взаимоотношениях между бхактой и объектом его любви и преданности.[3]

Классификация бхакти

В писании «Нарада-бхакти-сутра», автором которого в индуистской традиции принято считать риши Нараду, Нарада излагает 11 видов бхакти, основываясь на различных типах взаимоотношений, которые могут существовать между бхактой и Богом. В «Шримад-Бхагаватам» Прахлада объясняет девять форм бхакти. Согласно Шанкаре бхакти является одним из этапов в процессе поиска индивидом своей истинной природы.[4] В стихе 61 своего труда «Шиванандалахари» он перечисляет пять аналогий бхакти.

Более детальная классификация бхакти была представлена вайшнавским святым и богословом XVI века Рупой Госвами, который принадлежал к традиции Кришна-бхакти Чайтаньи — гаудия-вайшнавизму. В своём труде «Бхакти-расамрита-синдху» он определил пять основных видов бхакти, называемых бхава:

  1. Шанта-бхава — нейтральные отношения с Богом
  2. Дасья-бхава — связь с Богом отношениями слуги и господина
  3. Сакхья-бхава — общение с Богом как с другом
  4. Ватсалья-бхава — выполнение роли отца или матери Бога
  5. Мадхурья-бхава — отношение к Богу как к своему возлюбленному

В гаудия-вайшнавизме отношения с Богом как с возлюбленным рассматриваются как наиболее возвышенная форма бхакти, которая включает в себя все остальные. Высшим проявлением этой любви Рупа Госвами называет любовь гопи Вриндаваны к Кришне.

См. также

Примечания

  1. Bhaktivedanta 1982, pp. XXIV
  2. Бхагавад-гита 18.66
  3. Complete review of Vedic literature
  4. Стих 31, Viveka Chudamani

Литература

  • Hardy, Friedhelm (2001), Viraha-bhakti: The Early History of Krsna Devotion in South India, Oxford University Press, http://books.google.com/books?id=tdQHAAAACAAJ> 
  • Lutgendorf, Philip (1991), The Life of a Text: Performing the Ramacaritmanas of Tulsidas, University of California Press, ISBN 0-520-06690-1
  • The Nectar of Devotion; the complete science of Bhakti Yoga, http://www.amazon.com/Nectar-Devotion-Complete-Science-Bhakti-Yoga/dp/0912776056>
  • "Interview With Shrivatsa Goswami", in Steven J. Gelberg, Hare Krishna, Hare Krishna: Five Distinguished Scholars on the Krishna Movement in the West, Harvey Cox, Larry D. Shinn, Thomas J. Hopkins, A.L. Basham, Shrivatsa Goswami, New York: Grove Press, pp. 196-258, http://books.google.com/books?id=rcgFRgAACAAJ> 

Ссылки

  • Бхакти в индийской культуре
  • В. А. Пискарев. Союз души и Бога. Бхакти в «Бхагавад-гите» и «Тируппаваи»
  • «Нектар преданности» — философия и практика бхакти
  • Бхакти-сутры Нарады
  • Свами Шивананда. Бхакти-йога
  • Кабир о бхакти
  • Бхакти — статья в энциклопедии «Кругосвет»
  • «Безраздельная преданность Богу» (статья из журнала «The Harmonist»)

Tags: Бхакти тиртха свами джапа, бхакти нрисимха махарадж, бхакти марга секта нтв, бхакти шастры бхагават гита.