Best-contractor.ru

Развлекательный проект

Метки: Гнездовские курганы экскурсия, гнездовские курганы как доехать, гнездовские курганы в смоленске фото, гнездовские курганы в смоленске на карте.

Памятник археологии федерального значения «Гнездовский археологический комплекс»

Гнёздовский археологический комплекс  — археологический заповедник, комплекс древнерусских памятников, курганных могильников и городища, расположенный около посёлка Гнёздово, на берегу Днепра, в 12 км к западу от Смоленска (Смоленская область). Один из самых значительных археологических памятников страны. Древнескандинавское название Гнёздова, сохранённое в сагах, — Sýrnes.[1]

Содержание

История открытия и изучения комплекса

Комплекс открыт случайно в 1867 году, когда при земляных работах на строительстве железнодорожной ветки Москва — Варшава были найдены серебряные и медные украшения, остатки железного меча, а также арабские монеты X века.
Раскопки на этом месте ведутся с 1874 года (основные исследователи — М. Ф. Кусцинский, В. И. Сизов, С. И. Сергеев, Д. А. Авдусин, Шмидт Е.А., сегодня - Т. А. Пушкина).

Удачное расположение Гнёздова на торговых путях

Поселение скорее всего было основано в начале X века. На данный момент у ученых нет доказательств, чтобы относить основание поселения к 9 веку. В 10 столетии Гнёздово уже стало большим многолюдным не только торговым, но и ремесленным городом на пути «из варяг в греки». Он находился на волоке из Каспли в Днепр, в землях кривичей. Процветание было связано с торговлей в южном направлении, по Днепру, с Константинополем, и в северном по Двине и Ловати с Балтийским морем.

С. Э. Цветков подверг сомнению наличие пути «из варяг в греки» по маршруту Западная Двина — Днепр (Балтийское море — Ловать — Западная Двина — Каспля — Днепр — Константинополь)[2]. По его мнению, такого пути не было, а был маршрут из Западной Европы через Прибалтику, и далее через Гнёздово — Смоленск — РязаньВолжская Булгария, выходя по Волге в Каспийское море — эту гипотезу учёный аргументирует находками кладов арабских монет по последнему маршруту.

Один из самых больших городов раннего Средневековья

Гнёздово является крупнейшим курганным могильником Восточной и Северной Европы[3]. Территория, занятая курганами, начинается сразу же по левую сторону Витебского шоссе. Курганы расположены и в лесу и в поле. Город занимает территорию примерно 16 гектар,[4][5] вокруг которого находится 1500 сохранившихся курганов и несколько древнерусских поселений. По мнению археологов, количество курганов доходило до 4000. Из городов северной Европы, только Хедебю (24 га) был крупнее (Бирка.- 13га, Дублин — 12 га, Рибе 10 га, Гданьск — 1 га)

Находки в Гнёздове

Археологические раскопки показали, что в центре поселения находилось городище — укрепленная часть города, рядом был расположен посад и кладбище (курганные могильники). В Гнёздовских курганах погребены богатые воины с предметами вооружения или простые горожане с многочисленными бытовыми вещами и орудиями, которыми они пользовались при жизни. Из гнёздовского археологического комплекса происходит около трети всех известных в настоящее время скандинавских языческих амулетов, найденных на территории Восточной Европы — «молоточки Тора», кресаловидные привески и т. д. Наиболее ранние скандинавские находки в Гнёздове сравнительно немногочисленны и относятся к первой половине X в., тогда как основная их масса датируется серединой — второй половиной X в.

Скандинавы составляли определенную часть населения «гнёздовского Смоленска» конца IX—XI вв. По подсчетам Д. А. Авдусина, среди гнёздовских курганов всего 40 (из нескольких тысяч) возможно содержали скандинавские погребения, ещё в 17 найдено небольшое число скандинавских вещей. При анализе Гнёздовского курганного некрополя выявляются интересные тенденции в развитии погребального обряда. В X в. в центральной части могильника образуется своего рода «аристократическое кладбище», состоящее из цепочки особенно высоких, так называемых «больших курганов» (до 5-9 м высотой). В погребальном обряде этих насыпей обычаи, привнесенные варягами (сожжение в ладье), соединились со своеобразными новыми ритуалами, выработанными в местной среде и неизвестными в Скандинавии.[5]

Основными занятиями населения Гнёздова были торговля и ремесло. В городе имелись разные ремесленные мастерские: кузнечные, слесарные, ювелирные. Самой многочисленной находкой была домашняя утварь. При раскопках найдена корчага из Керчи, с древнейшей у нас надписью на кириллице. Также среди вещей, найденных в Гнёздово были бритвы и ножницы, серпы, скандинавские застёжки-фибулы, подвески к ожерельям, славянские и балтийские височные кольца, языческие амулеты, восточные ременные наборы. Некоторые изделия привозные, преимущественно женские украшения из Скандинавии. Отдельные предметы вооружения имеют североевропейское, западнославянское и восточное происхождение, относящиеся к IX—XI векам (шлемы, стрелы, боевые топоры, мечи). При раскопках найдено большое количество восточных арабских монет — дирхемов, попавших сюда с арабского Востока по Пути из Варяг в Греки. Раскопки в Гнёздово продолжаются до настоящего времени.

Споры норманистов и антинорманистов

Ученые предполагают, что население города было полиэтничным, но имеются разногласия о преобладающем этносе и его количестве.

По мнению С. Э. Цветкова[2], постановка такого вопроса является надуманной со стороны последователей норманнской теории. По его мнению, можно говорить лишь только о славянах, так как 96 % находок относится к этому этносу, по остальным 4 % принадлежность установить сложно.

Однако очень многие черты погребального обряда и материальной культуры схожи со скандинавскими. Найденные в Гнёздове предметы имеют аналогии с предметами найденными на территории Скандинавии. На данный момент у ученых занимающихся раскопками в Гнёздове не вызывает никакого сомнения факт присутствия там большого числа скандинавского населения.

Гнёздово и Смоленск

К началу XI столетия важность Гнёздова падает и, как торговый центр, он вытесняется соседним Смоленском.

Открытым остаётся вопрос взаимосвязи между Смоленском и Гнёздовым. По археологическим данным Гнёздово возникло раньше Смоленска, но постепенно жизнь в нём приходит в упадок, в то время как в Смоленске расцветает. Некоторое время города существуют одновременно.
Имеется точка зрения, что Гнёздово является предшественником Смоленска и к нему был приложим топоним Милиниски (Смоленск), упомянутый Константином Багрянородным. Позже город был перенесен на новое место, где он, Смоленск, расположен и до сих пор. Возможно, что перенос был связан с крещением Руси при Владимире [6].
Имеется и другая точка зрения (Петрухин, Пушкина[7]), что Гнёздово было погостом для Киевских князей, а Смоленск в это же время был центром кривичей.
Подобные, параллельно существующие во времени центры были и в других местностях: Ярославль и Тимирёво, Ростов и Сарское городище, Боголюбово и Владимир, Киев и Вышгород, Суздаль и Кидекша.

Мнение профессора Смоленского государственного университета, д.и.н. Е.А. Шмидта[8]:

"Материалы, полученные в результате изучения Гнездовского археологического комплекса (курганных могильников и поселений), являются ценнейшими историческими источниками. Они дают разносторонние сведения о жизни населения Гнездова и позволяют решать многие проблемы не только локального, но и общерусского характера, при этом полученные исторические выводы весьма обоснованы и убедительны, так как опираются на обширный археологический материал. В результате исследований было установлено, что Гнездовский археологический комплекс представлял собой сохранившиеся до наших дней руины формировавшегося города (протогорода IX — X вв.), имевшего типичную для того времени структуру: часть поселения — детинец, неукрепленные поселения — посад, расположенные вокруг обширные языческие кладбища — курганные могильники. Письменные источники о верховьях Днепра в IX —X вв. не упоминают какого-либо другого крупного поселения — древнего города, кроме Смоленска. Поэтому встает правомерно вопрос о местоположении и взаимоотношении Смоленска и Гнездова. Древнерусские летописи точно не локализуют местоположение Смоленска, указывая только, что он был на Днепре. Чисто формально это дает основание считать, что начиная с IX-X вв. и до нашего времени город располагался на его современном месте. Однако, исходя из имеющихся археологических данных, такой вывод пока не подтверждается, поскольку ни остатков городских оборонительных сооружений, ни языческих курганных погребений, ни, вообще, культурного слоя с артефактами этого же времени в пределах современного Смоленска не обнаружено, несмотря на более чем столетние поиски. Поэтому возникла проблема, связанная с первоначальным местоположением города. Так как в Гнездове в IX —X вв. было поселение раннегородского типа, эта проблема включила в себя вопрос о взаимоотношении Гнездова и Смоленска в то время. Г. Богуславский после раскопок, прове¬денных им в 1905 г., считал Гнездово «местом упокоения умерших, местом похоронных тризн», т. е. кладбищем жителей древнего Смоленска."[8]

Примечания

  1. Джаксон Т. Н. Sýrnes и Gaðar: Загадки древнескандинавской топонимии Древней Руси // ScSl. 1986. T. 32. С. 73-83.
  2. 1 2 Цветков С. Э. Русская история. — М.: Центрполиграф, 2004. — Т. 1–2. — 8000 экз. — ISBN 5-9524-0349-2
  3. Гнёздово — археологический заповедник — Русские и другие славянские курганы — Статьи — КУРГАНЫ РУСИ — КУРГАНЫ РУСИ: русские и славянские курганы
  4. Георадарное обследование озера Бездонное.
  5. ↑ Славяне и скандинавы (Сборник)
  6. Булкин В. А., Лебедев Г. С. Гнездово и Бирка (к проблеме становления города) // Культура средневековой Руси, Ленинград, 1974.
  7. Петрухин В. Я., Пушкина Т. А. К предыстории древнерусского города // История СССР, № 4, Москва-Ленинград, 1979, 100—112
  8. ↑ СМОЛЕНСК И ГНЕЗДОВО

Ссылки

  • www.gnezdovo.com - сообщество исследователей и любителей гнёздовского археологического комплекса и его округи.

Tags: Гнездовские курганы экскурсия, гнездовские курганы как доехать, гнездовские курганы в смоленске фото, гнездовские курганы в смоленске на карте.