Best-contractor.ru

Развлекательный проект

Метки: Домра история возникновения, домра альт строй.

Домра
Классификация
Диапазон:
Диапазон домры
Родственные инструменты

До́мра — русский народный струнный щипковый музыкальный инструмент с тремя или четырьмя струнами. Для извлечения звука используется медиатор.

Существуют два типа домры:

Содержание

История инструмента

Сведения о домре в России сохранились в старинных дворцовых записях и на лубочных картинках. Игроки на домре назывались домрачеями. Весьма вероятно, что домра, существующая до сих пор у калмыков и у казахов, татар и киргизов, была заимствована во времена монгольского ига. История домры трагична. В средневековой Руси она была основным инструментом народных музыкантов и актёров-скоморохов. Скоморохи ходили по сёлам и городам и устраивали весёлые представления, в которых часто позволяли себе небезобидные шутки над боярами и церковью. Это вызвало гнев как светских, так и церковных властей, и в XVII веке их начали ссылать или казнить. Так же казнили и домру. Она исчезла.

В XIX веке никто не знал о её существовании. Лишь в конце века руководитель первого оркестра народных инструментов, музыкант-исследователь Василий Андреев проделал труднейшую кропотливую работу по восстановлению и усовершенствованию русских народных инструментов. Вместе с С. И. Налимовым они разработали конструкцию домры, опираясь на форму и конструкцию найденного Андреевым в 1896 году в Вятской губернии неизвестного инструмента с полусферическим корпусом. Историки до сих пор спорят о том, был ли найденный Андреевым инструмент действительно старинной домрой. Тем не менее, реконструированный в 1896 году инструмент получил название «домра». Круглый корпус, средней длины гриф, три струны, квартовый строй — так выглядела реконструированная домра.

Позднее, благодаря ближайшему сподвижнику В.Андреева, пианисту и композитору Николаю Петровичу Фомину, было создано семейство домр, которые вошли в состав русского оркестра — пикколо, малая, альтовая, басовая, контрабасовая.

Для расширения диапазона домры предпринимались попытки её конструктивного совершенствования. В 1908 году по предложению дирижёра Г. Любимова мастером С. Буровым была создана четырёхструнная домра, с квинтовым строем. «Четырёхструнка» получила скрипичный диапазон, но, к сожалению, уступала «трёхструнке» в темброво-колористическом плане. Впоследствии также появились её ансамблевые разновидности и оркестр четырёхструнных домр.

Сейчас инструмент пользуется популярностью в России и странах зарубежья, для него написаны многие концертные и камерные произведения, созданы переложения, в частности, скрипичных произведений.

Устройство домры

Малая домра состоит из трех частей: деревянного полусферического корпуса овальной формы, грифа (шейки) и головки.

Корпус имеет кузов, деку, которая закрывает кузов сверху и окантовывается по краям обечайкой, кнопки для закрепления струн и нижний порожек, предохраняющий деку от давления натянутых струн. В середине деки находится круглое отверстие — голосник с фигурной розеткой. Над декой, около накладки грифа имеется навесной панцирь, защищающий при игре деку от царапин. Над струнами и нижним порожком иногда бывает укреплена подставка — подлокотник.

Гриф вставлен в корпус и закреплен в нём. Сверху на гриф наклеена накладка, в месте соединения головки с шейкой грифа прикреплен верхний порожек. На накладку нанесены тонкие поперечные пропилы, в которые вставляются металлические порожки. Промежутки между металлическими порожками называются ладами. Порядковый счет их начинается от верхнего порожка. На головке грифа имеются колковые валики для закрепления струн. Их натяжение регулируется вращением колков.

От расположения подставки и верхнего порожка зависит высота струн над грифом. Струны, слишком высоко приподнятые над грифом, затрудняют игру на инструменте, их трудно прижимать на ладах. На подставке и на верхнем порожке делаются углубления (прорези) для струн. Подставка устанавливается на деке в точно установленном месте. Струны домры традиционно более упругие для пальцев, чем, скажем, струны балалайки.

Разновидности домры и строй

  • Домра пиколло h1 e2 a2
  • Домра пикколо 4-струнная до1 соль1 ре2 ля2
  • Домра прима (малая) d1 a2 e3 [источник не указан 204 дня]
  • Домра прима 4-струнная g d1 a1 e2
  • Домра меццо-сопрановая (редкая разновидность) h e1 a1
  • Домра альт e a d1
  • Домра альт (4-струнная) c g d1 a1
  • Домра теноровая (редкая разновидность) H e a
  • Домра теноровая 4-струнная (редкая разновидность) G d a e1
  • Домра бас E A d
  • Домра бас 4-струнная C G d a
  • Домра контрабас минор (редкая разновидность) 1E 1A D
  • Домра контрабас мажор (редкая разновидность) 1A D G
  • Домра контрабас 4-струнная 1E 1A D G

Композиторы, исполнители, пишущие музыку для домры

Ссылки

  • Яковлев Ю. В. История русской домры: на подступах к новому прочтению.
  • Домрист. Домра и музыка — сайт домристов и о домре
  • Махан В. В. «Домра и домровое искусство на рубеже веков».


Tags: Домра история возникновения, домра альт строй.