Best-contractor.ru

Развлекательный проект

Жестокий романс
Жанр

мелодрама

Режиссёр

Эльдар Рязанов

Автор
сценария

Эльдар Рязанов
по пьесе
А. Н. Островского

В главных
ролях

Лариса Гузеева
Алиса Фрейндлих
Никита Михалков

Оператор

Вадим Алисов

Композитор

Андрей Петров

Кинокомпания

Мосфильм

Длительность

145 мин.

Страна

 СССР

Год

1984

IMDb

ID 0090368

«Жесто́кий рома́нс» — художественный фильм режиссёра Эльдара Рязанова по мотивам пьесы А. Н. Островского «Бесприданница».

Содержание

Сюжет

Действие разворачивается в провинциальном городке Бряхимове, стоящем на берегу Волги. Харита Игнатьевна Огудалова (Алиса Фрейндлих) — обедневшая дворянка, вдова с тремя дочерьми. В отсутствие средств, она всё-таки держит открытый дом, не без оснований расчитывая, что общество красивых и музыкальных барышень привлечет холостых мужчин, которые женятся по любви на бесприданницах. Двух старших дочерей ей удаётся выдать замуж, осталась младшая, Лариса (Лариса Гузеева). За ней ухаживает барин, богач и пароходчик, Сергей Сергеевич Паратов (Никита Михалков), который, очевидно, влюблён в девушку. Лариса также безумно влюбляется в красавца Паратова, но именно тогда, когда, по мнению Огудаловых и всех их знакомых, Паратов должен сделать предложение, Сергей Сергеевич спешно уезжает из города — спасать своё состояние.

Лариса глубоко переживает отъезд Паратова, тем более что Сергей Сергеевич не успел с ней проститься и объяснить его причины. Харита Игнатьевна продолжает устраивать вечера в надежде найти мужа для Ларисы. На девушку засматривается богатейший купец города Кнуров, но он женат, и, хотя Харита Игнатьевна и использует его интерес к дочери для получения дорогих подарков, в качестве мужа Кнуров не рассматривается. Другой ухажёр, молодой коммерсант Вожеватов, пока не может себе позволить жениться на бесприданнице. Ещё один поклонник девушки — чиновник Юлий Капитонович Карандышев (Андрей Мягков), почтовый служащий, но он слишком жалок, беден (на фоне трёх купцов), болезненно самолюбив и абсолютно не интересен Ларисе. Тем не менее, когда в доме Огудаловых арестовывают где-то найденного Харитой Игнатьевной очередного «перспективного» кандидата в женихи — тот оказывается не московским банкиром, а сбежавшим с деньгами банка кассиром, — Лариса, уставшая от карусели кавалеров и игр матери по поиску «партии», страдая от разбитого Паратовым сердца, решает выйти замуж за Карандышева, у которого пусть одно достоинство, но дорогое — он её любит. Начинается подготовка к свадьбе, в ходе которой Карандышев несколько раз обнаруживает свой мелочный и честолюбивый нрав. Однако Лариса не меняет своего решения и, не скрывая от жениха, что она не любит его, тверда в намерении выйти замуж за Юлия Капитоновича. Но неожиданно в город возвращается Паратов на своём пароходе «Ласточка».

Встретившись с Кнуровым и Вожеватовым, Паратов объявляет им, что он намерен вынужденно жениться на богатой невесте, чтобы спасти остатки своего состояния, а также продать своё пароходство Вожеватову. От них он узнает, что Лариса выходит замуж. Тем временем Карандышев устраивает званый обед, на который приглашены и Кнуров, и Вожеватов, а в итоге и Паратов. Карандышев, ошалев от собственной значимости, которую он, по его мнению, приобрёл, сделавшись женихом Ларисы, вдрызг напивается (при активном содействии гостей, смеющихся над ним). Лариса же позволяет Паратову увлечь себя на ночной банкет на пароход «Ласточка» с цыганами и шампанским. Лариса отдается Паратову, но утром он признается ей, что обручён и не может жениться на Ларисе. Кнуров и Вожеватов, пользуясь «удобным случаем», разыгрывают опозоренную Ларису в орлянку. Выиграв, Кнуров предлагает девушке стать его содержанкой, причём размер предложенного содержания заставил бы замолчать даже самых злых порицателей чужой нравственности, однако потрясенная Лариса отмалчивается. На пароходе появляется Карандышев, который, осознав, что над ним посмеялись, а его невесту увезли, за ночь на лодке догнал «Ласточку». Он бросается к Ларисе и предъявляет на неё свои права, желая покрыть её позор. Лариса отвергает и Карандышева, он слишком жалок для неё. «Я слишком дорога для вас. Если быть чьей-то вещью, то дорогой». Лариса намерена согласиться стать «дорогой вещью» в руках Кнурова. Карандышев в отчаянии стреляет в Ларису из пистолета. Умирая, она благодарит за этот выстрел.

В ролях

Съёмочная группа

Музыка из кинофильма

Музыка из кинофильма «Жестокий романс» была выпущена на пластинках фирмой «Мелодия», а также на аудиокассетах «Свема» в 1984 году.

Сторона 1:

  • Романс о романсе (Б. Ахмадулина)
  • Вальс
  • Снегурочка (Б. Ахмадулина)
  • Марш
  • Любовь — волшебная страна (Э. Рязанов)

Сторона 2:

  • Под лаской плюшевого пледа (М. Цветаева)
  • А цыган идёт (Р. Киплинг), перевод Г. Кружкова
  • Цыганский танец
  • Ой, призадумался (народная песня)
  • Погоня
  • А напоследок я скажу (Б. Ахмадулина)
  • Романс о романсе (Б. Ахмадулина)

Песни исполняли

  • Оркестр Госкино СССР — «Вальс», «Погоня» (А. Петров)
  • Пономарёва, Валентина Дмитриевна — «А напоследок я скажу» (А. Петров — Б.Ахмадулина), «Любовь — волшебная страна» (А. Петров — Э. Рязанов), «Под лаской плюшевого пледа» (А. Петров — М. Цветаева), «Романс о романсе» (А. Петров — Б.Ахмадулина), «Снегурочка» (А. Петров — Б.Ахмадулина)
  • Михалков, Никита Сергеевич — «А цыган идёт» (А. Петров — Р. Киплинг (перевод Г. Кружкова))[1]

Награды

Интересные факты

  • Точное время действия фильма определить сложно. Исходя из времени написания «Бесприданницы» (1878), это конец 1870-х гг., вернее, период между датой смерти отца Ларисы (3 марта 1874 г., как следует из надписи на надгробии) и отменой однобортных офицерских мундиров (ноябрь 1881 г.) Однако в картине присутствует и заметный временной «ляп»: в сцене, где на пароходстве меняются вывески, отчётливо видно, что компания С. С. Паратова была основана в 1853 г. Учитывая, что персонажу Михалкова слегка за 40 (а по пьесе — вообще за 30), он никак не мог создать свою фирму в 17 лет. Впрочем, здесь возможен и другой вариант — отца Паратова тоже звали Сергеем Сергеевичем, и бизнес у Паратовых наследственный.
  • В сцене именин Ларисы, где Карандышев оправдывается за свое опоздание, он называет своего управляющего Ельпидифором Антиоховичем. Такое имя-отчество носил вполне реальный человек — сенатор Ельпидифор Антиохович Зуров (1798—1871).
  • В фильме присутствует «временная петля». Во 2-й серии Карандышев прибегает на пристань вечером и видит уходящую «Ласточку». Затем он показан садящимся в лодку и отплывающим на поиски Ларисы (причем, судя по туману и освещению, сцена явно снималась на рассвете). Затем следует сцена с весельем на «Ласточке», причем за окном — закатное небо (следовательно, вечер продолжается). Затем мы видим Карандышева, который приплывает на «Ласточку» уже утром.

Если следовать логике монтажа, то Карандышев, отправившись на поиски Ларисы вечером, всю ночь проплавал по Волге и только на рассвете наткнулся на пароход. Вряд ли такое было возможно в реальности. В то же время другой вариант: Карандышев проводил «Ласточку» взглядом, пошёл домой отсыпаться и отплыл на поиски невесты только на рассвете, — явно противоречит логике развития сюжета.

  • В фильме снимались пароходы «Спартак» (в фильме — «Ласточка») и «Достоевский» («Святая Ольга)»[2]
  • Лариса Огудалова — дебютная роль Ларисы Гузеевой.
  • Место съёмок — Кострома. Время съёмок — осень 1983 года.
Я хотел показать в фильме большой волжский город, передать впечатление от Волги, которые у меня, урождённого самарца, остались с детства. Прототипом города Бряхимова, где происходят события в «Бесприданнице», на мой взгляд, мог быть Ярославль или Нижний Новгород. Не захудалый уездный городишко, как в «Ревизоре» у Гоголя, с курами и свиньями на улице, а крупный промышленный центр. Ещё и поэтому, когда передо мной встал выбор, где снимать «Жестокий романс» — в Суздале или Костроме, — я выбрал последний вариант. Повторюсь: я снимал дворянскую картину, а в Суздале она бы получилась купеческой.

— Из интервью с Эльдаром Рязановом, «Московский комсомолец», 20 марта 2008.

  • «В роли» железнодорожного вокзала в сцене приезда Паратова выступило здание Костромского театра кукол.
  • Съёмки происходили во время планового рейса, на глазах пассажиров.

Критика

В. Дёмин писал:

Эта самоуверенная экранизация «Бесприданницы» многих, как известно, смутила… Литературоведы пошли в атаку. О фильме они не рассуждали, не хватало желания или пространства газетного листа. Речь шла снова и снова о пьесе Островского. У классика, как известно, все всегда лучше, глубже, умнее, художественнее. […]

Между тем акценты, переиначенные постановщиком, имели, если присмотреться, и смысл и перекличку с сегодняшним нашим днем. Островский вывел на сцену хрупкое, беззащитное существо в окружении людей могучих, титанических, но страшных, как волки, а в противовес им показал маленького человека, бессильного, даже пошлого, но искренне любящего. Эльдар Рязанов ведет речь о другом: безнравственность волжских купеческих воротил он принимает как должное, а вот могуществом их, размахом жизни, свободой от любых установлений, невольно увлечен. Что до маленького человека, режиссёр просто не знает, что с ним делать, решительно не сочувствует ему — отсюда, должно быть, безоговорочная неудача Мягкова в роли Карандышева.[3]

Примечания

  1. Другой вариант названия песни — «Под цыганской звездой», стихотворения — «Цыганский след». Е. Салтыкова. «„Жестокий романс“: мохнатый шмель прилетел от Киплинга». «Антенна» № 35, 22-28 августа 2011
  2. Колесные пароходы и теплоходы Европы
  3. Виктор Проскурин: Счастье быть актёром. М.: Киноцентр, 1988

Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Жестокий романс (фильм)
  • Полная версия фильма «Жестокий романс» на YouTube
  • «Жестокий романс» на сайте «Кино России»
  • Жестокий романс  (англ.) на сайте Internet Movie Database

См. также

  Кино