Best-contractor.ru

Развлекательный проект

Матильда Кшесинская
Имя при рождении:

Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кржезинская

Род деятельности:

балерина, балетный педагог

Дата рождения:

19 (31) августа 1872(1872-08-31)

Место рождения:

дер. Лигово, Санкт-Петербургская губерния, Российская империя

Гражданство:

Франция

Подданство:

 Российская империя

Дата смерти:

6 декабря 1971(1971-12-06) (99 лет)

Место смерти:

Париж

Отец:

Адам-Феликс Кшесинский

Мать:

Юлия Доминская

Супруг:

великий князь Андрей Владимирович

Дети:

светлейший князь Владимир Андреевич Романовский-Красинский (1902—1974)

Матильда Кшесинская на Викискладе

Мати́льда Фе́ликсовна Кшеси́нская (Мария-Матильда Адамовна-Феликсовна-Валериевна Кржезинская; 19 [31] августа 1872, Лигово (под Петербургом) — 6 декабря 1971, Париж) — известная русская балерина.

Содержание

Биография

Родилась в семье артистов балета Мариинского театра: дочь российского поляка Адама-Феликса-Валериуша Ивановича (Яновича) Кшесинского (1823—1905) и Юлии Доминской (вдовы балетного танцовщика Леде, от первого брака у неё было пять детей). Сестра балерины Юлии Кшесинской («Кшесинская 1-я»; в замужестве Зедделер) и Иосифа Кшесинского (1868—1942) — танцовщика, балетмейстера, постановщика, заслуженного артиста РСФСР (1927)[1].

В 18921894 годах[2] была любовницей цесаревича Николая Александровича (будущего Николая II); их отношения прекратились после помолвки цесаревича с Алисой Гессенской в апреле 1894 года.

Позже была любовницей великих князей Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. 18 июня 1902 года в Стрельне родился сын Владимир, получивший по Высочайшему указу от 15 октября 1911 года фамилию «Красинский» (по семейному преданию, Кржезинские происходили от графов Красинских), отчество «Сергеевич» и потомственное дворянство.

17 (30) января 1921 года в Каннах в Архангело-Михайловской церкви вступила в морганатический брак с великим князем Андреем Владимировичем, который усыновил её сына (тот стал Владимиром Андреевичем).

30 ноября 1926 года Кирилл Владимирович присвоил ей и её потомству титул и фамилию князей Красинских, а 28 июля 1935 года — светлейших князей Романовских-Красинских.

В 1929 году открыла балетную студию в Париже.

Матильда Феликсовна прожила долгую жизнь и скончалась 5 декабря 1971 года за несколько месяцев до своего столетия. Похоронена на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа под Парижем в одной могиле с мужем и сыном. На памятнике эпитафия: «Светлейшая княгиня Мария Феликсовна Романовская-Красинская, заслуженная артистка императорских театров Кшесинская».

Творчество

Окончила Императорское театральное училище, в разное время её учителями были Лев Иванов, Екатерина Вазем, Христиан Иогансон. Танцевала в Мариинском театре с 1890 (года окончания училища) по 1917 год. Испытала сильное влияние искусства В. Цукки, по её признанию:

У меня было даже сомнение в правильности выбранной мной карьеры. Не знаю, к чему это привело бы, если бы появление на нашей сцене Цукки сразу не изменило бы моего настроения, открыв мне смысл и значение нашего искусства.

Кшесинская М. Воспоминания. — М., 1992. — С. 26.

Творчество Кшесинской началось в балетах М. И. Петипа (партии: фея Драже («Щелкунчик»), Пахита; Млада («Млада»), Одетта-Одиллия, Никия и другие). Мягкую пластику русской школы Кшесинская решила дополнить виртуозностью итальянской школы, для чего, уже став артисткой, брала уроки у Энрико Чеккетти.

Балерина не раз говорила, что артисты академической выучки могут танцевать что угодно, не случайно её приглашал в свои спектакли Михаил Фокин («Эвника», 1907; «Бабочки», 1912; «Эрос», 1915). Творческой индивидуальности Кшесинской была свойственна глубокая драматическая проработка ролей (партии Лизы (1896), Аспиччии (1898), Эсмеральды (1899)). С появлением на сцене Кшесинской стала сходить на нет практика приглашения иностранных гастролёрш.

Кшесинская славилась не только своим мастерством, но и умением устраивать карьеру и отстаивать свои позиции. Косвенным образом она послужила причиной отставки с поста директора Императорских театров князя С. М. Волконского.

В эмиграции написала, при участии своего супруга, мемуары, первоначально изданные в 1960 году в Париже на французском языке; первое издание на русском — в Москве в 1992 году.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

Сочинения

  • Кшесинская М. Воспоминания. — М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. — 414 с. — (Ballets Russes). — 25 000 экз. — ISBN 5-87334-066-8
  • Matilda Kshessinskaya. Dancing in Petersburg. — L., 1960, 1973.  (англ.)
  • S.A.S. la Princesse Romanovsky-Krassinsky. Souvenirs de la Kschessinska : Prima ballerina du Théâtre impérial de Saint-Pétersbourg (Reliure inconnue). — P., 1960.  (фр.)

Литература

  • Arnold L. Haskell. Diaghileff. His artistic and private life. — N. Y., 1935.
  • Волконский С. М. Мои воспоминания. — М., «Искусство», 1992. — В 2-х тт.
  • Горина Т. Н. Кшесинская М. Ф. // «Русский балет». Энциклопедия. — М.: Согласие, 1997. (литература в статье). Электронная версия. (Искать на: КШЕСИНСКАЯ)
  • Карсавина Т. Театральная улица. — М.: Центрполиграф, 2004.
  • Красовская В. Русский балетный театр начала XX века.
  • Рецензии на выступления студии Кшесинской в газете «Последние Новости» — см.полное собрание в: Revue des études slaves, Paris, LXIV/4, 1992, pp. 735–772
  • Геннадий Седов = «Мадам Семнадцать» Матильда Кшесинская и Николай Романов. — 2006. — 192 с. — 5000 экз. — ISBN 5-7516-0568-3

Примечания

  1. Описание фонда 134 центрального театрально музея имени Бахрушина
  2. Кшесинская М. Воспоминания. — М., 1992. — С. 35—37.

Беллетристика

См. также

Ссылки

  • Матильда Кшесинская на Библиографическом ресурсе «Чтобы помнили».