Best-contractor.ru

Развлекательный проект

Перейти к: навигация, поиск
Мкртич Пешикташлян
Род деятельности:

режиссёр

Дата рождения:

18 августа 1828({{padleft:1828|4|0}}-{{padleft:8|2|0}}-{{padleft:18|2|0}})

Место рождения:

Стамбул, Турция

Дата смерти:

29 ноября 1868({{padleft:1868|4|0}}-{{padleft:11|2|0}}-{{padleft:29|2|0}}) (40 лет)

Место смерти:

Стамбул

Мкртич Пешикташлян (18 августа 1828, Стамбул29 ноября 1868, Стамбул) — армянский поэт, драматург, актер, режиссер и общественный деятель.

Биография

Мкртич ,Бешикташлян родился в 1828 году в пригороде Стамбула Ортагюх, в семье портного. Начальное образование получил в армянской католической семинарии Константинополя. В 1839 году его отправляют в Падую (Италия), в школу венецианских мхитаристов. Завершив учёбу в 1845 году, Пешикташлян возвращается в Константинополь, где приступает к активной педагогической, общественной, литературной и театральной деятельности. В школах столицы он преподаёт армянский и французский языки. Пешикташлян — один из основателей Общенационального общества (1846—1852), способствовавшего распространению армянского просвещения в населённых армянами районах Малой Азии, издававшего произведения армянских и европейских авторов и т. д. Пешикташлян принимал участие и в работе других обществ, которые вели борьб против турецкого ига, оказывали помощь участникам Зейтунского восстания 1862 года.

В 1856 году Пешикташлян основывает в Константинополе армянский национальный театр. Он переводил для театра пьесы европейских авторов, выступал как режиссёр и актёр. В 1856—1858 годах он написал исторические трагедии «Корнак», «Аршак II», которые ставились на сцене основанного им театра. Его перу принадлежат также трагедии «Ваган» и «Ваге» и несколько комедий. Пешикташлян способствовал и развитию армянского музыкального искусства, сочиняя музыку к спектаклям, а также на свои стихи и стихи Гевонда Алишана. Он поддерживал творческие связи с выдающимся армянским композитором Тиграном Чухаджяном. Стихи Пешикташлян начал писать со второй половины 40-х годов, публикуя их в западноармянской периодике. Первый сборник его стихотворений и драматических произведений вышел в свет в Константинополе в 1870 году под названием «Сочинения». Скончался Пешикташлян 29 ноября 1868 года в Стамбуле.

Творчество

Творчество Пешикташляна ещё в значительной мере связано с наследием венецианских армянских поэтов. Эта связь обусловлена биографией: юношей Пешикташлян учился в Италии, в одной из армянских школ, у известных писателей и учёных-членов мхитаристской конгрегации. Не случайно он не только обратился к предшественникам-классицистам с циклом стихотворных посвящений, но написал, следуя их традициям, множество стихотворений на грабаре. Эти стихи, повествующие об историческом прошлом Армении, полны сугубо отвлечённых рассуждений о жизни и смерти, природе и человеке. Однако уже в середине 50-х годов в поэзии Пешикташляна произошло то же, что несколько ранее произошло в творчестве Г. Алишана, — переход от канонов армянского классицизма к миру остроконтрастных и ярких романтических чувств, красок и настроений. Добавим также, что, в отличие от Алишана, Пешикташлян наряду со стихами на патриотические темы создал и стихи, в которых глубоко и тонко изобразил муки любви и красоту природы. Именно это имел в виду Паруйр Севак, когда назвал Пешикташляна «основоположником и первым классиком новой армянской лирики».

Прекрасное заключено для поэта в мягкой и элегической грусти, гармонии, умиротворённости чувств. Такова и любовь его лирического героя: она тиха и застенчива, исполнена скромности, достоинства и просветлённой, мудрой печали, лишена внешних показных эффектов. Мкртич Пешикташлян — тонкий лирик. «Любить все красивое, доброе, возвышенное» — вот эстетический идеал поэта.

И всё-таки поэтическая слава Пешикташляна в первую очередь зиждется на его немногочисленных, но достигших совершенства патриотических стихах. Они, эти стихи, вдохновляли разные поколения, их пели и поют, они вошли в школьные учебники, их строки стали крылатыми. В его медитациях возникает образ родины — вечной обители мечты поэта. Венец патриотической лирики Пешикташляна — цикл «Зейтунские песни». Посвятив его героям [1]

Сочинения М. Пешикташляна(1828—1868)

  • 1) «Песня Отчизны» (стихотворение) (1850);
  • 2) «Корнак» (историческая трагедия) (1856);
  • 3) «Аршак II» (историческая трагедия) (1858);
  • 4) «Ваган» (историческая трагедия) (1858);
  • 5) «Ваге» (историческая трагедия) (1858);
  • 6) «О трех храбрецах» (комедия) (18);
  • 7) «Комедия о разбойниках» (комедия)(18);
  • 8) «Армянский храбрец» (песня) (1862);
  • 9) «Мы — братья» (песня) (1862);
  • 10) «Смерть храбреца» (стихотворение) (1863);
  • 11) «Похороны храбреца» (стихотворение) (1862-63);
  • 12) «Храбрая армянка» (стихотворение) (1863);
  • 13) «Весна» (стихотворение) (1864);
  • 14) «Слёзы Девы» (песня) (1864);
  • 15) «К зефиру Алемдага» (стихотворение) (1864);
  • 16) «Возвращение» (стихотворение) (1864);
  • 17) «Летите, мои песни» (стихотворение) (1864);
  • 18) «Марш» (стихотворение) (1867);
  • 19) «Прогулка у горы Великан» (песня) (186);
  • 20) «Старец из Вана» (песня) (1868);
  • 21) «Вам счастья не знать» (стихотворение) (1868);
  • 22) «Песня» (1868);
  • 23) «Лира Девы» (стихотворение) (1868);
  • 24) «Песня» (1868);
  • 25) «Последний вздох» (стихотворение) (1868);
  • 26) «Предсмертная песня» (1868);
  • 27) «Песня» (1868).

Литература

  • Армянские поэты Нового времени. — Л., 1983