Best-contractor.ru

Развлекательный проект

Рождение нации
The Birth of a Nation
Жанр

драма

Режиссёр

Дэвид Гриффит

Автор
сценария

Дэвид Гриффит
Фрэнк Вудс
Томас Диксон

В главных
ролях

Лиллиан Гиш
Генри Уотхол
Роберт Харрон

Оператор

Билли Битцер

Композитор

Джозеф Брейль

Кинокомпания

Epoch Producing Corporation
David W. Griffith Corp.

Длительность

185 минут

Страна

США

Год

1915

IMDb

ID 0004972

«Рождение нации» (англ. The Birth of a Nation, 1915) — американский художественный фильм Дэвида Гриффита.

Содержание

Сюжет

Первая часть начинается с описания идиллической жизни Юга до гражданской войны. Счастливая семья Камерон живёт в Пидмонте, в Южной Каролине. У доктора и г-жи Камерон три сына: Бенджамен, Уэйд и Дюк — и две дочери: старшая Маргарет и младшая Флора. К ним в гости приезжают друзья из Пенсильвании: депутат Остин Стоунмен в сопровождении своей юной дочери Элзи и двух сыновей — Теда и Фила. Фил влюбляется в старшую дочь Камерона, а Бен Камерон влюбляется в Элзи Стоунмен, увидев её фотографию.

Начинается гражданская война. Стоунмены примыкают к сторонникам Севера, Камероны — к сторонникам Юга. Бен Камерон и Фил Стоунмен встречаются лицом к лицу во время осады Питерсбурга.

Осада Питерсбурга является первым крупным эпизодом фильма. Армии идут в наступление друг на друга. Сторонникам Юга не хватает продовольствия. Бен Камерон, став полковником армии сторонников Южных Штатов, ожесточенно сражается. Но в конце концов он перестает сопротивляться и его берет в плен старый друг Фил Стоунмен, в то время как родители и сестры Бена с трепетом прислушиваются к грохоту сражения.

Сторонники Южных Штатов побеждены. Генерал Ли является к генералу Гранту. За пленным полковником, лежащим в госпитале, ухаживает Элзи Стоунмен, ответившая взаимностью на его любовь. Она предупреждает мать Камерона, которая отправляется к президенту Линкольну, умоляет его о снисхождении и добивается помилования сына. Тем временем отец Элзи Остин Стоунмен становится одним из сторонников крайних мер в конгрессе. Депутат взял сторону негров и убедил мулата, Сайласа Линча, стать их политическим вожаком. После убийства президента Линкольна, воссозданного во всех деталях, Остин Стоунмен практически управляет Соединенными Штатами. Начинается так называемый период Реконструкции.

Лига Союза получает большинство голосов на парламентских выборах. Сайлас Линч назначается заместителем губернатора. Белых прогоняют с улиц, вычеркивают из избирательных бюллетеней и чаще всего лишают имущества.

Бен Камерон становится во главе движения сопротивления среди белых, и депутат Стоунмен, узнав об этом, расторгает его помолвку с Элзи. Слуга, прежде преданный Камеронам, Огастус Сезар (Газ), вступает в ряды вооруженной негритянской гвардии, которую набрал Сайлас Линч. Газ домогается руки Флоры, младшей дочери Камерона. Семья, разоренная войной, живёт в полнейшей нужде. Однажды, когда Флора, идя к роднику, отважилась зайти в лес, расположенный неподалеку, за ней погнался Газ, ей грозит насилие. Спасая свою честь, девушка бросается с вершины скалы и погибает. Брат Флоры, Бен Камерон, находит её труп и клянется отомстить. Преследование Флоры Газом является вместе с осадой Питерсбурга вторым знаменитым эпизодом «Рождения нации».[1] Размышляя о способах борьбы с бесчинствами негров, Камерон видит, как двое белых детей пугают негритят, закутавшись в простыню. Это наводит его на мысль о создании новой организации. Он основывает ку-клукс-клан, становится его «Великим Драконом»; задача этой организации — терроризировать элементы, желающие, «…чтобы Белый Юг был раздавлен пятой Черного Юга…» (Из субтитров)[1]. Против негров направляются карательные экспедиции. В Вашингтоне Остин Стоунмен все ещё отказывается осознать свои ошибки.

Сайлас Линч угрожает арестом д-ру Камерону, который нашёл пристанище вместе со своей старой женой, юной дочерью и несколькими верными слугами-неграми среди полей в хижине, которую собирается разгромить чёрная гвардия. Элзи Стоунмен защищает перед Сайласом Линчем дело Камеронов и своего собственного брата — Фила, жениха Маргарет Камерон, разделяющего участь семьи южан. Мулат пытается изнасиловать девушку. Стоунмен наконец понимает свою ошибку и Сайлас Линч приказывает его арестовать.

Чёрная гвардия во главе с Сайласом Линчем бросается на приступ уединенной хижины, Камероны обороняются, стреляя из ружья. Они уже на волоске от смерти, но с гор появляются белые всадники ку-клукс-клана — во главе с Великим Драконом. Клан, который уже убил Газа, виновника смерти Флоры Камерон, освобождает Стоунмена. Депутат обещает отныне защищать белых. В заключение фильм показывает новую идиллию в Южных Штатах, которые вновь обрели счастье при господстве ку-клукс-клана. Два брака между Камеронами и Стоунменами символизировали новый союз между Севером и Югом[1].

Художественные особенности

Кадр из фильма Рождение нации: суд Линча над негром-насильником

В фильме снимались все крупнейшие актеры школы Гриффита. В массовых сценах участвовало до 1000 человек.

«…Режиссерская работа с актерами далеко не везде образцова <…> Характеры в целом намечены довольно схематично, чересчур крупными штрихами… Значение фильма не в раскрытии психологии персонажей, не в режиссерской работе с актерами, а в том мастерстве, которое Гриффит проявил в монтаже и постановке массовых сцен…» (Жорж Садуль[1])

«…В общем синтаксисе „Рождения нации“ каше занимают в 10 раз более значительное место, чем движение аппарата. Гриффит, развивая и систематизируя приемы, уже имевшие широкое распространение и до него, нарушает благодаря каше всех форм монотонность прямоугольного экрана, разнообразит композицию кадров, использует различные варианты кадрирования для достижения эмоциональной и драматической выразительности…»(Жорж Садуль[1])

В «Рождении нации» Гриффит почти постоянно применяет параллельный монтаж.

Социальное значение

Фильм является одной из вех в истории кино благодаря своему спорному содержанию. Само по себе наличие или отсутствие в нём расистского идеологического контекста не столь важно, как последствия, вызванные этой неоднозначностью: фильм стал первым произведением относительно нового кинематографического искусства, вызвавшим широкий общественный резонанс. Ни одной кинокартине до «Рождения нации» не удавалось произвести таких ожесточённых споров, отголоски которых не утихают среди киноведов до сих пор. Таким образом, основная заслуга Гриффита состоит в том, что он, умышленно или нет, продемонстрировал способность киноискусства воплощать не только развлекательные, но и общественно-политические задачи.

Создание фильма

Производство фильма финансировала фирма «Ипок-филм», основанная Гриффитом и Эйткеном.[1]

Эйткен вложил в предприятие лишь четвертую часть общего капитала — 25 тысяч долларов. Остальную сумму вложили акционеры. «…Вполне возможно, что кое-кто из куклуксклановцев (такие, как, например, капиталист из Пасадены) помог финансировать фильм, служивший их политике…» ((Жорж Садуль[1]))

Фрэнк Вудс и Гриффит закончили работу над сценарием за полтора месяца. Съемки велись в июле, августе и начале сентября 1914 года. Декорации были возведены в весьма примитивных павильонах студии «Рилайенс меджестик», под художественным руководством её основателя Томаса Инса. Многие декорации строились под открытым небом.[1]

Монтаж картины, которым лично руководил Гриффит, длился три с половиной месяца. Музыкальная партитура, написанная Дж. Брейлем, представляла собой в основном попурри из американских народных песен и отрывки из произведений Бетховена, Листа, Россини, Верди, Чайковского, Грига, Вагнера.[1]

В ролях

Интересные факты

  • Впервые демонстрировался в Лос-Анджелесе в кинозале «Клюнз» 8 февраля 1915 года под своим первоначальным названием «Человек клана»[1].
  • Томас Диксон, уже после просмотра фильма, будучи потрясен, предложил вместо первоначального названия «Человек клана» новое — «Рождение нации».[2]
  • Президент Вильсон приказал устроить просмотр фильма в «Белом доме» во время одного из заседаний, на которое были приглашены многие государственные деятели и дипломаты с семьями[1].
  • Гриффит в защиту фильма выпускал брошюру, называвшуюся «Подъем и упадок свободы слова в Америке»[1].
  • Два крупных либеральных журнала — «Нью рипаблик» и «Нейшн», в статьях кинокритика Фрэнсиса Хекета и главного редактора Освальда Гаррисона Вилларда дали фильму уничтожающую оценку[1].
  • Ректор Гарвардского университета Чарлз Элиот заявил, что фильм «Рождение нации» является «извращением идеала белых»[1].
  • «Национальная ассоциация развития цветных народов» выпустила брошюру, направленную против фильма[1].
  • Кадры победоносной скачки куклуксклановцев сопровождались «Полетом валькирий» Рихарда Вагнера.
  • Во Франции фильм запретила цензура. В Париже его демонстрировали только в 1921 году в измененном варианте[1].
  • Осада Питерсбурга — один из основных эпизодов фильма — в романе Томаса Диксона занимает всего лишь две страницы (это рассказ одного из персонажей).
  • Для многочисленных дополнений к сценарию Фрэнк Вудс и Гриффит использовали «Пятно леопарда», другой роман Томаса Диксона.
  • Ни один афроамериканец не снимался в главной роли в фильмах Гриффита. Роли темнокожих исполняли белые артисты, которых гримировали «под афроамериканцев»[2].
  • От фильма Гриффит получил около миллиона долларов чистой прибыли.[2]
  • С приходом звукового кино «Рождение нации» было озвучено и снова выпущено на экраны.[2]
  • На волне успеха фильма было снято продолжение, «Закат нации», которое провалилось в прокате.[2]
  • В 2008-ом году Dj Spooky на основе фильма сделал проект «Перерождение нации» [1]

Источники

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Ж. Садуль. Всеобщая история кино. Том 3. — М.: "Искусство", 1958.
  2. 1 2 3 4 5 Комаров. История зарубежного кино. Том 1. Немое кино. — М.: «Искусство», 1965.

См. также

Ссылки