Best-contractor.ru

Развлекательный проект

Метки: Ханна арендт человек массы, ханна арендт истоки тоталитаризма, ханна арендт смотреть онлайн на русском языке, ханна арендт банальность зла купить, ханна арендт фильм скачать.

Ханна Арендт
Hannah Arendt

Почтовая марка ФРГ, посвящённая Х. Арендт, 1988, 170 пфеннигов (Скотт 1489)
Дата рождения:

14 октября 1906(1906-10-14)

Место рождения:

Линден, Германская империя

Дата смерти:

4 декабря 1975(1975-12-04) (69 лет)

Место смерти:

Нью-Йорк, США

Школа/традиция:

Феноменология

Направление:

Западная Философия

Период:

Философия XX века

Основные интересы:

Политика, Метафизика, Эпистемология, Философия Греции, Технология, Онтология, Эпоха модерна, Философия истории

Оказавшие влияние:

Досократики, Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Кьеркегор, Ницше, Маркс, Хайдеггер, Рассел, Ясперс, Вальтер Беньямин

Испытавшие влияние:

Юрген Хабермас, Вальтер Беньямин, Морис Мерло-Понти, Джорджо Агамбен, Сейла Бенхабиб

Ха́нна А́рендт (англ. Hannah Arendt; 14 октября 1906, Линден, Ганновер, Германская империя — 4 декабря 1975, Нью-Йорк, США) — известный немецко-американский философ еврейского происхождения, политолог и историк, основоположница теории тоталитаризма.

Содержание

Биография

Родилась в еврейской семье выходцев из России Пауля Арендта и Марты Кон в Линдене (Ганновер, Германия), выросла в Кёнигсберге.

Получила образование в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском университетах, училась у Мартина Хайдеггера и К. Ясперса.

В 1933 г. после прихода к власти нацистов бежала во Францию[1], а затем из оккупированной Франции в 1941 году — в Нью-Йорк.

Преподавала во многих университетах США.

Была замужем за Гюнтером Андерсом (19021992), они поженились в Берлине в 1929 году и развелись в 1937 году. Второй раз замужем за Генрихом Блюхером (Heinrich Blücher.).

Идеи

Наследие Арендт включает в себя более 450 работ, разнообразных по проблематике, но объединенных идеей осмысления современности («думать над тем, что мы делаем»).

По выражению Арендт, на Земле живут «люди, а не Человек», и сущностной характеристикой человека, отличающей его от животного, является его стремление «показать в делах и словах, кем он является в своей уникальности». Она считала, что центральной характеристикой любого общества является баланс между публичностью и приватностью, а нарушение гармоничного соотношения между этими сферами деформирует нормальное течение человеческой жизни. В тоталитарных обществах дисбаланс в пользу публичности предельно расширяет границы вмешательства государства в жизнь человека, до минимума сводя возможности проявления человеком себя в приватной сфере.

Арендт уделяла особое внимание понятию свободы, указывая, что свобода в сфере политики выступает как «сопротивление» в контексте воздействия и как «особое личное мнение» — в контексте несогласия. Потенциал свободы инспирирует «начинание нового», реализующееся в особом срезе человеческой жизнедеятельности — «активности». В отличие от «труда», обеспечивающего воспроизводство биологических процессов человеческого организма и не требующего для своего осуществления Другого, и «производства», воспроизводящего неорганическое тело цивилизации и реализующего связь между людьми лишь в контексте, заданном технологической программой, «активность» направлена на других людей. Именно осуществляя её, человек выступает не как «рабочее животное» или «человек производящий», а как творческий субъект «начинания нового».

В новейшее время, по мнению Арендт, главная опасность для мировой цивилизации грозит не извне — от природных катаклизмов или «внешнего варварства», а изнутри, так как XX век показал, что мировая цивилизация может порождать варварство из себя самой. Одним из явлений, давших непосредственный толчок зарождению тоталитарных движений, Арендт считает появление в XX веке феномена «массы». «Падение охранительных стен между классами,— писала Арендт,— превратило сонные большинства, стоящие за всеми партиями, в одну громадную, неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных индивидов… Они не нуждались в опровержении аргументации противников и последовательно предпочитали методы, которые кончались смертью, а не обращением в новую веру, сулили террор, а не переубеждение». Тоталитаризм создается сочетанием репрессий и внутреннего самопринуждения людей, «тирании логичности» тоталитарной идеологии. Этой «тирании логичности» человек передоверяет производство своих мыслей, что является предательством его внутренней свободы.

Под впечатлением суда в Израиле над Адольфом Эйхманом Арендт говорила о «банальности зла» бюрократа, бездумно выполняющего свои административные функции, связанные с массовым убийством. Этот образ перевернул общепринятые представления о нацизме, включая собственные ранние размышления Арендт о «радикальном зле».[2]

Отношение к еврейскому народу

В доме родителей Арендт, как она вспоминала, не употребляли слова «еврей», но мать требовала от Ханны не допускать в себе униженной покорности. В случае антисемитского заявления учителя Ханна, согласно четкой инструкции матери, должна была встать и покинуть класс, предоставив матери написать официальное письмо. Однако на антисемитские замечания одноклассников она должна была отвечать сама.

Арендт считала, что причины современного антисемитизма заключаются «в определенных аспектах еврейской истории и некоторых специфических функциях, которые выполняли евреи в последние века». Факт еврейского происхождения, выдвигаемый как таковой, все более теряя опору на религиозное, национальное и социально-экономическое основание, неизбежно становился серьезнейшим источником риска для евреев. Она писала: «Объяснение посредством ссылки на козла отпущения по-прежнему является одной из основных попыток уклониться от понимания серьезности антисемитизма и значения того обстоятельства, что евреи оказались втянутыми в эпицентр событий».[3]

Арендт критиковала сионизм, указывая, что «своей интерпретацией роли Эрец-Исраэль в будущей жизни еврейского народа сионисты отделяли себя от судьбы евреев во всем мире. Их доктрина о неизбежном упадке еврейской жизни в галуте, диаспоре по всему миру, способствовала тому, что в сознании ишува, населения в Палестине, развивалось все более отстраненное отношение к жизни остального еврейства». Сионистскую политику по отношению к арабам она не одобряла и высмеивала. Она заявляла, что она любит отдельных людей, а не народы и прочие группы.[4][5]

Основные труды

  • Истоки тоталитаризма (The Origins of Totalitarianism, 1951).
  • Ситуация человека (The Human Condition, 1958).
  • О революции (On Revolution, 1963; русский перевод).
  • Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме (Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil, 1963).

Русская библиография

Книги:

  • Арендт Х. Истоки тоталитаризма / Пер. с англ. Борисовой И. В. и др.; послесл. Давыдова Ю. Н.; под ред. Ковалевой М. С., Носова Д. М. — М.: ЦентрКом, 1996.
  • Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни / Пер. с нем. и англ. В. В. Бибихина. — СПб.: Алетейя, 2000.
  • Арендт Х. Люди в темные времена: [Очерки] / Пер. с англ. и нем. Г. Дашевского, Б. Дубина. — М.: Московская школа политических исследований, 2003.
  • Арендт Х. Банальность зла. Эйхман в Иерусалиме. / Пер. с англ. С. Кастальского и Н. Рудницкой; послесл. Зуроффа Э. — М.: Европа, 2008. — 424 с.
  • Арендт Х. Скрытая традиция: Эссе / Пер. с нем. и англ. Т. Набатниковой, А.Шибаровой, Н.Мовниной. — М.: Текст, 2008. — 221 с.
  • Арендт Х. О революции. Перевод И. В. Косич — Москва, Издательство 'Европа', 2011, 464 с.

Статьи:

  • Арендт Х. Традиции и современность // Советское государство и право. — 1991. — № 3. — С. 124—133.
  • Арендт Х. Традиции и современная эпоха // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. — 1992. — № 1. — С. 80-95.
  • Арендт Х. Массы и тоталитаризм // Вопросы социологии. — 1992. — Т. 1. — С. 24-31.
  • Арендт Х. Хайдеггеру — восемьдесят лет // Вопросы философии. — 1998. — № 1. — С. 126—134.
  • Арендт Х. Ситуация человека. Разделы 24-26 главы V // Вопросы философии. — 1998. — № 11. — C. 131—141.
  • Арендт Х. Организованная вина // Арендт Х. Скрытая традиция: Эссе. — М.: Текст, 2008. — с. 39-56
  • Арендт Х. Об империализме // Арендт Х. Скрытая традиция: Эссе. — М.: Текст, 2008. — с. 13-38
  • Арендт Х. О человечности в темные времена: мысли о Лессинге // Арендт Х. Люди в темные времена. — М., 2003. — с. 21-27.
  • Арендт Х. Вальтер Беньямин // Арендт Х. Люди в тёмные времена. — М.: МШПИ, 2002.

Литература о Ханне Арендт

Список составлен в хронологическом порядке.

Книги
  • Мишкинене Ю. Б. Арендт и Хайдеггер: попытка сравнительного анализа фундаментальной онтологии человека и онтологии политики / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филос. фак. — М., 1990.
  • Сморгунова В. Ю. Гносеологические проблемы политической философии: Гносеологический потенциал полититики: Ханна Арендт об истине и политике / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб.: Образование, 1997.
  • Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк. — М., 2001.
  • Хейфец М. Р. Ханна Арендт судит XX век. — М.; Иерусалим: ДААТ/Знание, 2003.
  • Ямпольский М. Б. Сообщество одиночек: Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка : [лекция]. — М.: Изд-во Ипполитова, 2004.
  • Paul Robert Bartrop, Steven L. Jacobs. Fifty Key Thinkers on the Holocaust and Genocide. — Taylor & Francis, 2010. — P. 14-19. — 317 p. — ISBN 0415775507, ISBN 9780415775502
Статьи
  • Косич И. В. Ханна Арендт. Философия и политика // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. — 1991. — № 6. — С. 79-92.
  • Мушинский В. Ханна Арендт и её главная книга // Свободная мысль. — 1992. — № 8. — С. 72-81.
  • Лившиц М. С. Научный семинар по книге Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» // Социологический журнал = Journal of sociology. — 1995. — № 4. — С. 224—231.
  • Шудра О. В. Ханна Арендт: суждение об ответственности // Московский журнал международного права = Moscow journal of international law. — 1995. — № 3. — С. 125—138.
  • Шудра О. В. Ханна Арендт о «радикальном зле» // Известия вузов. Правоведение. — СПб., 1995. — № 6. — С. 95-102.
  • Лоолер Д. Этика, политика и суждения вкуса: Арендт против Канта // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. — 1997. — № 2. — С. 16-33.
  • Трубина Е. Г. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханны Адрендт // Вопросы философии. — 1998. — № 11. — C. 116—130.
  • Магун А. В. Понятие суждения в философии Ханны Арендт // Вопросы философии. — 1998. — № 11. — C. 102—115. (см. также Магун А. В. Понятие суждения в философии Ханны Арендт // Знание и традиция в истории мировой философии: Сборник статей. — М., 2001. — С. 345—366.)
  • Давыдов Ю. Н. Ханна Арендт и проблема тоталитаризма // Новое и старое в теоретической социологии. — М., 1999. — Кн. 1. — С. 144—160.
  • Золотов А. А. Культура и власть в философии Х. Арендт // Культура и власть. — Тверь, 1999. — С. 61-66.
  • Файн Р. Фетишизм политики: критический анализ работ Ханны Арендт // Рубеж. — Сыктывкар, 1999. — № 13/14. — С. 36-64.
  • Эткинд А. Из измов в демократию: Айн Ранд и Ханна Арендт // Знамя. — 2000. — № 12. — С. 161—181.
  • Илон А. Возвращение Ханны Арендт // Интеллектуальный форум. — 2001. — № 4. — С. 35-57.
  • Лапицкий М. И. Размышления о времени и труде: (К выходу в свет книги Ханны Арендт) // Полития. — 2001. — № 3. — C. 167—176.
  • Синченко Г. Ч. «Равно как и наоборот», или Ханна Арендт в русскоязычном пространстве публичности // Вестник Омского университета. — 2001. — Вып. 4. — С. 44-48.
  • Гуторов В. А. Ханна Арендт и греческая политическая мысль (тезисы доклада) // В поисках политики (Материалы «круглого стола», посвященного 100-летию со дня рождения Ханны Арендт) // Полис (Политические исследования). 2007, № 3, С. 137—139.
  • Пертель О. О. Политика как сфера свободного действия в концепте Ханны Арендт // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки : науч. журн. — 2007. — № 3. — С. 89-91 . — ISSN 0868-4871
  • Пертель О. О. Что остается? Остается родной язык : [беседа с нем. философом Х. Арендт] / Х. Арендт; пер., авт. примеч. О. О. Пертель // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки : науч. журн. — 2009. — № 4. — С. 47-59 . — ISSN 0868-4871 ББК 66.1(0)
  • Пертель О. О. Понятие власти Ханны Арендт и его критики // SCHOLA. 2009
  • Пертель О. О. Введение в политическую концепцию Ханны Арендт // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки : науч. журн. — 2009. — № 4. — С. 60-64. — Библиогр.: с.64 (19 назв.) . — ISSN 0868-4871 ББК 66.1(0)
  • Пертель О. О. Новый республиканизм. Об актуальности политической теории Х. Арендт // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки : науч. журн. — 2010. — № 1. — С. 122—124. — Библиогр.: с. 124 (5 назв.) . — ISSN 0868-4871 ББК 66.2

Примечания

  1. [1].
  2. Арендт, Ханна — Биография. Библиография. Философские взгляды. Высказывания
  3. лена Ознобкина. Начало совершилось, человек сотворен был…"
  4. Алек Д. Эпштейн. Ханна Арендт против Теодора Герцля
  5. Д.Гарт."Неизбежность — лишь призрак": наднациональная этика Ханны Арендт

Ссылки

Внешние изображения
Ханна Арендт
[2]
[3]
  • Арендт, Ханна — Биография. Библиография. Философские взгляды. Высказывания
  • ПРОЕКТ: ХАННА АРЕНДТ
  • Игорь Косич «О Революции» Ханны Арендт: история книги и перевода
  • Леонид Мининберг: «Биографии известных евреев, именами которых названы улицы города»
  • Михаил Хейфец. Ханна Арендт судит двадцатый век
  • Михаил Хейфец. Ханна Арендт. Условия бытия человека
  • Космополитический национализм Ханны Арендт
  • Открытое письмо в Нью-Йорк Таймс по поводу визита Менахема Бегина в США  (англ.), опубликовано 4 декабря 1948 г.
  • Ирма Фадеева. Тоталитарное общество Ханны Арендт
  • лена Ознобкина. Начало совершилось, человек сотворен был…"
  • Е.Беркович. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: необъяснимая любовь
  • Ася Энтова. УРОКИ ХАННЫ АРЕНДТ
  • Афоризмы Ханны Арендт

Tags: Ханна арендт человек массы, ханна арендт истоки тоталитаризма, ханна арендт смотреть онлайн на русском языке, ханна арендт банальность зла купить, ханна арендт фильм скачать.